Жизнь в деревне: как зарабатывает на жизнь деревенская молодежь. Деревенская молодежь Чем занимается молодежь в деревне

Жительница поселка Чаны Елена Подчасова с восьмого класса знала, что "у нее будут чужие дети". Сбылось: сейчас у нее, кроме своих – шестеро приемных. И еще бы маленького совсем взяла, да муж Владимир сомневается: надо же успеть вырастить-поднять, а возраст уже…

Решиться сделать чужих детей родными непросто, особенно труден первый шаг. А потом приемные родители уже ничего не боятся. Им воздается - благодарностью детей, чья судьба так меняется к лучшему.

Надежда Семенова из села Отреченское – укротительница диких мальчиков. Сашу она взяла к себе пятнадцатилетним трудным. С ним не смогли справиться в нескольких семьях и отказались от него, но Надежда всё же рискнула, и взрослый родной сын Алексей поддержал решение мамы - принял Сашу как родного брата.
У них, хоть и не сразу, всё наладилось, и районная опека предложила взять еще одного непростого парня – Ваню, цыганских кровей…Что ж, и Иван успокоился уже как-то.

Первые шаги в приемах детей в семью - почти неизбежно «серийных», с продолжением - даются легче, когда есть пример соседей. У почтальона Семеновой был такой пример в лице подруги и начальницы Веры Бураковой, в семье которой трое приемных: братья Денис и Фрол и девушка Евгения. Потом, глядя на Надю, решилась еще одна мама из Отреченского – учительница Елена Василенко, у нее теперь живут Арина и Андрей… Такая вот цепная реакция.

Анатолий, муж Веры Бураковой, говорит: «У меня детства не было, я его не помню».

У этих детей будет два детства: до и после. ДО - это пока они искали, и ПОСЛЕ - когда их, наконец, нашли.

Село Отреченское, почта: приемные мамы Вера Буракова (начальник отделения, справа) и Надежда Семенова (почтальон, слева).

Женя и мама Вера Буракова.

Село Отреченское, в доме Бураковых: братья Денис и Фрол. Когда мама Вера с пацанами уже все решили насчет их переезда к ней, дети не могли дождаться конца учебного года в приюте.. Фрол решил сбежать, вместе с другом, а от приюта до Отреченского неблизко - километров двадцать пять, да и дорогу не запомнил, конечно.. Так его, задумавшегося, и встретил на перекрестке шофер проезжавшего мимо грузовика: «Тебе куда надо-то, парень? – К маме – А где она живет? – Не знаю..»

В доме Бураковых. Женя

В хозяйстве у Бураковых. Фролу нравится доить корову Милку

В доме Бураковых. Денис, Фрол с гостем

Село Отреченское, в доме у мамы Нади Семеновой: Ваня и Саша

Село Отреченское, дом культуры. Ваня любит играть в бильярд

Надежда Семенова с детьми

Село Отреченское, в доме у Василенко: Андрей, Арина и мама Лена смотрят фотоальбомы.

Елена Василенко – человек веселый: «Я косметикой не пользуюсь, морщин на барабане не бывает»

Отреченское. Вечером все собрались у Бураковых

Анатолий любит баян

У Бураковых

Утро в Отреченском. Дети Бураковых пошли в школу

Поселок Чаны. Мама Лена Подчасова

Поселок Чаны, в доме Подчасовых: Катя (ее взяли двухлетней три года назад), первоклассники Миша и Сережа

Станислав – родной сын Подчасовых. Вообще-то, приемные семьи говорят, что опасаются соседской молвы насчет того, что приемных детей работать заставляют, да и берут детей как рабочую силу. Потому чаще родного просят помочь.

Борща варят сразу двенадцать литров, маме помогает Полина. Когда-то у нее глазки почти совсем не открывались, мама Лена выхлопотала операцию

В доме Подчасовых. Елена взяла Данила совсем маленьким, ему было полтора месяца, Лена была знакома с его мамой.

В доме Подчасовых. Папа Владимир

В доме Подчасовых. Альбину взяли в августе 2002го

В доме Подчасовых: у мамы Кати, наверное, тоже будут и свои, и чужие дети – как у мамы Лены




Я ночевал у Копляровых, был в гостях у Теплинских, чаевничал с Глякиными. Северный район, Новосибирская область
...Говорят - тихая теперь жизнь в деревне, все по домам сидят...

Братья Гоша и Ваня. Жизнь - борьба

У дома приемной семьи Копляровых. Оля, ученица 11 класса

У Копляровых. Приемные дети - десятиклассник Георгий и восьмиклассник Иван - за просмотром "Дневников вампира". Парни уже больше семи лет в этой семье...

Гоша

Ваня думает поступать в Суворовское или еще какое-нибудь военное училище: по телевизору говорят - военные теперь много денег получают

Подледная рыбалка за околицей, не реке Тартас. ....В тот день не было клёва.

Между АйТи и необходимостью "управиться" (покормить скот)

Борьба за гаджеты и приоритеты: кому играть, что смотреть

Побеждает опыт

Мама Ирина Коплярова вернулась из райцентра Северное, была там на Школе приемных родителей, тренеры из города приехали

Оля Коплярова учится в 11 классе, скоро ЕГЭ, потом - поступать поедет в мед, на фельдшера, в соседний райцентр - город Куйбышев

Мама с дочкой у школы, где и работа мамина - детсад

Ирина Коплярова работает помощником воспитателя в детсаду

Магазин на улице Центральной, напротив Копляровых, принадлежит Теплинским

Валентина Теплинская, предприниматель и приемная мама

Построить большой дом Теплинским помогло местное "хозяйство", директор сказал: уже одних приемных детей вырастили, теперь еще берите

В доме Теплинских. Хозяин Анатолий: " Когда-то работал когда-то в райкоме партии, ни за что бы тогда не поверил, что буду учителем... А теперь нравится".

У Теплинских

В приемной семье Глякиных. Витя родился в 1999-м, живет в этой семье год

У Глякиных. Ваня с другом за компьютером

Валентина Глякина, домохозяйка, мечтает не просто о новом доме - о большом родовом поместье, даже уже насчет земли хлопотать начала

Вова - мужчина серьезный

У Глякиных. Федор раньше работал водителем, теперь в своем хозяйстве занят, видит в этом больше смысла - там за работу копейки платят.

Федор

У сельского клуба

В клубе на "генеральном прогоне" театральной постановки. Оля Коплярова будет играть роль льва, спектакль покажут в райцентре Северное.

Этот кадр - первая встреча с Копляровыми, почти год назад. За кулисами районного ДК в поселке Чаны, фестиваль "Тёплый дом"

Гоша после школы пойдет в армию, а там видно будет - кем стать, как жить

У Копляровых. Папа Степан пришел с работы, он водитель в сельсовете.

Степан и Ирина

Утро у Копляровых

Зона устойчивой мобильной связи - у окна....

У Андрея и Галины Валл было по двое своих детей от прежних браков, когда решили пожениться.
Потом дети выросли и обзавелись своим потомством, трое из них поселились неподалеку от родителей, а Валлы-старшие взяли из приюта четверых приемных - мальчика и трех девочек с трудной судьбой.
...В этот длинный день семья Валл выступала на фестивале "Теплый дом" в райцентре - поселке Чаны, занималась обычными делами дома, в Песчаном озере, ездили к родне в Ковыльное...

Чановский район, Новосибирская область.

Дом культуры, поселок Чаны. Валлы готовятся к выступлению на фестивале приемных семей "Теплый дом"

Галина Валл за кулисами

Перед выходом. Василий.

Утка с выводком

Алёна, 9 лет

Вернулись из Чанов домой в Песчаное озеро...

Папа Андрей Валл

Внук Галины и Андрея Стёпа - больше созерцатель, чем труженик

Васе очень нравится возиться с малышами

На рождественских каникулах меня занесло в Залесово. Если я и раньше не питала особых иллюзий по поводу жизни в сельской местности, то, впервые увидев всё воочию с близкого расстояния, и вовсе потеряла всякую надежду, что в деревнях, не только в этой, молодёжь умеет хорошо и интересно жить.

«Дело было вечером, делать было нечего»

«У нас в деревне работает несколько кружков досуга, - рассказывает Аня Миронова, представительница деревенской молодёжи. - Но в основном это кружки либо народного творчества, либо рукоделия. А молодёжи-то хочется всевозможных центров, связанных с компьютерами, танцами, акробатикой… Но это всё только в мечтах…»

Развлечений в Залесове тоже не хватает. Я не говорю о современных кинотеатрах, боулингах, картодромах и прочих развлекательных заведениях современности. Но тот же каток залить можно? Свежим глотком воздуха здесь являются дискотеки, которые проходят в деревенском клубе 3−4 раза в неделю. Иногда в Залесово приезжают диджеи из Барнаула. Правда, деревенская молодёжь не очень-то любит электронную музыку, ей больше по вкусу популярные отечественные группы вроде «Фактора-2».

Привычка материться

Меня неприятно поразило, что молодые люди безбожно матюкаются. Это как раз тот случай, когда люди не ругаются, а просто разговаривают матом.

«У нас и в семье это принято. Все так „говорят“, - поясняет Татьяна Соловьёва, жительница деревни. - Ну и я привыкла, тоже матерюсь. Так что это не воспринимается у нас как что-то из ряда вон выходящее».

Меркантильные «тимуровцы»

Что касается работы - то её в деревне почти нет. Если раньше в Залесове было четыре больших предприятия, то теперь дееспособных осталось два. Молодёжь довольствуется временными подработками: «А что делать? - говорит двадцатилетний Андрей Смолов. - Всем кушать хочется. И отдыхать. Вот и приходится - где дрова колоть, где за скотиной ухаживать… Работодатели у нас - пенсионеры.

Тяжёлым трудом заниматься они не могут, зато у них есть живые деньги, чтобы кого-то нанять. Ещё многие молодые уезжают в Барнаул калымить, но через два-три месяца возвращаются».

Поход в «бар»

О баре я была наслышана ещё с самых первых минут пребывания в деревне. Это здешняя достопримечательность. Решила сходить. Впечатления от посещения самые неприятные. Во-первых, интерьер. Наши «узбечки» по сравнению с этим «баром» просто шедевры дизайнерской мысли! Во-вторых, третьих и четвёртых - маты со всех сторон, спящие личности на деревянных скамейках и запах ни с чем не сравнимого перегара… Между собой деревенские называют это заведение очень мило - «рыгаловка»… Но ходят охотно. Заняться-то нечем. Вот молодёжь и пьёт. И иногда спивается.

Пока ехала обратно…

Мне легко говорить обо всём этом, я знала, что очень быстро могу вернуться в привычную барнаульскую жизнь. А что остаётся деревенским молодым людям? Вроде и работы нет, и нормального досуга тоже, зато есть какой-то упёртый патриотизм - не забуду шутливые слова одного парня: «Да живём-то мы хорошо, вот ещё бы „кирзачи“ новые купить»…

Сделай жизнь ярче!

У деревенской молодёжи, как я заметила, четыре основные проблемы: нечем себя занять, отсутствие работы, пьянство и неправильное представление о культуре. Я попросила активных молодых жителей Барнаула сформулировать реальные способы, как эти проблемы хоть частично решить. Вот что предложили наши герои.

Радость - в творчестве!

Андрей Гомзяков, актёр молодёжного театра «МЫ»:

Всегда и везде можно найти себе увлечение. К примеру, организовать собственный театр. Для этого не так уж и много нужно - найти площадку, выбрать пьесу и начать действовать! Также можно создать вокальную группу или команду КВН.

Ищи «непривычную» работу

Никита Логинов, программист:

Деревенским ребятам я порекомендовал бы подключить Интернет и искать работу в Сети. В деревнях много талантливых людей - можно заниматься, например, web-дизайном. Если нет инета, можно подрабатывать репетиторством.

Спиваются…

Андрей «DEVIL» Прохоров, бармен:

Мне становится страшно - в любой деревне куча пьющей молодёжи. Даже спивающейся. В городе народ выпьет пару-тройку коктейлей и развлекается. В деревне же нужно обязательно напиться вусмерть. Иначе ты не пацан. Выход здесь один - нужно каждому жителю деревни понять, что он прежде всего человек, а спиртное - прежде всего зло.

Культура в нас самих!

Марина Неёлова, студентка БГПУ, будущий учитель русского языка и литературы:

Не важно, где ты родился! Главное - уважать себя и окружающих. Зачем материться, когда каждое нецензурное слово можно заменить нормальной лексикой? Нужно просто работать над собой, а способов бросить сквернословить - тысяча.

Исключение

«Белая ворона» из Залесова

Максим Герасимов, учащийся Залесовского ПУ-64, занял второе место на недавно прошедшем в Барнауле конкурсе «Открой дорогу в мир диджейства», в котором участвовали 155 человек из Алтайского края и Кемеровской области. Максим уже несколько лет ведёт дискотеки в училище и залесовских школах. В награду Максим получил комплект профессиональной аппаратуры.

Мнение

Не можешь - беги!

Софья Сапрыкина, модель, арт-менеджер агентства «Стиль»:

У меня много примеров, когда молодые люди, живя в деревне, элементарно спивались от нечего делать. На мой взгляд, выход здесь для молодых людей один - сбегать в город! Сначала - чтобы получить достойное образование, а в дальнейшем - перебраться навсегда. Потому что будущего в деревне у них нет.

От редакции. То, что увидел наш корреспондент на своих деревенских каникулах, наверное, не вся картина. Ждём от хорошо знающих эту сторону жизни подробностей. Пишите.

Маргарита ЦУРИКОВА.

Для многих, наверное, будет трудно поверить в то, что в деревне, кроме пенсионеров и алкоголиков, живет еще и молодежь. Именно пока в деревне живет молодежь, живет и деревня. Наверное, все видели результаты массового переезда молодежи в 80,90-е годы в города из деревни. Во что деревни после этого стали превращаться – я думаю, тоже не стоит объяснять.

Постепенно тенденция переезда молодежи из деревни в город угасает, но пока данный факт еще присутствует. Часть моих деревенских друзей так и остались жить в деревне. Но никто из них не спился и не занимается тунеядством, все работают и зарабатывают. Сейчас я расскажу о том, как и на что, живет деревенская молодежь в 2018 году.

Один мой друг работает на лесопилке, отвечает за изготовление «вагонки». Его зарплата 15 000 рублей в месяц и, как многим будет удивительно, работает он официально, в отличие от большинства тех, которые проживают в городе. Все праздничные дни он отдыхает, как и положено, ну а если нужно выйти на работу в праздники, эти дни оплачиваются, или он может взять материалом. Любая доска и любой брус в деревне пригодятся. Также, если он не пойдет в отпуск, то может взять свои отпускные материалом, что очень актуально летом. Да и отпускные у него нормальные, как и должны быть.

Другой друг работает сам на себя, он занимается сварочными работами. Подваривает машины, делает заборы, калитки, мангалы, ограды и т.д. В зимнее время подрабатывает ночным охранником в школе. Летом работает только сам на себя, так как заказов много.

Еще один товарищ работает на лесопилке, на руководящей должности, так как имеет профильное образование, и получает 20 000 рублей. Так как он достраивает свои дом, так не ходит в отпуска, а берет отпускные материалом.

Другой варит котлы для отопления. Работа очень прибыльная, всегда очереди на заказы. В связи с тем, что от деревни до районного центра всего 7 километров заказов очень много. Да и та сторона относительно густо заселена деревнями, примерно через каждые 15 километров есть деревни. Люди там живут, заказы идут.

Кроме того, у него есть свой трактор, зимой местная администрация выдает ему деньги за то, что он чистит снег по всей деревне. Кроме того, у него есть старенький, но рабочий КамАЗ, на котором летом он может привезти людям хоть песка, хоть земли. С песка, например, чистыми он имеет 1500 рублей буквально за 2 часа работы.

Так и живет молодежь в деревне. Вы, наверное, удивитесь, но у них, как и у вас, дома есть интернет с нормальной скоростью. И они, так же, как и вы, находятся в печали, когда интернет отключают на день или два.

Да и кстати на деревенских подростков летом также накидывается немало работы: ремонт дома, покос, помощь по хозяйству. А много ли помогают городские дети своим родителям?

Жить и работать можно везде, было бы желание зарабатывать. Пока, на мой личный взгляд, заработать возможности больше в деревне, чем в городе. Да, дела с развлечениями не так хороши, как в городе, но, как показывает практика, парни не особо грустят по этому поводу.

Летом могут съездить на машинах и в Казань в аквапарк, и посетить другие интересные места, было бы желание. А так все выходные они проводят в гараже одного друга. У него там стоит хорошая печка, вход в гараж платный с каждого по два полена на топку. Конечно, все это в шуточной форме, но приносят и дрова, ведь сидят все в тепле и не на улице.

Руслана, 20 лет

1 из 4

2 из 4

3 из 4

4 из 4

Место рождения: поселок Жешарт, Республика Коми, 7 тысяч человек
Место проживания: село Выльгорт, Республика Коми, 12 тысяч человек

Я жила с родителями в поселке в деревянном доме, а сейчас переехала в соседнее село учиться на ветеринара. Мама работает терапевтической медсестрой, а папа - судебный пристав. Я помогала родителям по дому с семи лет, но не делала ничего особенного: убирала в доме, кормила животных, меняла коровам сено. Сейчас я живу в общежитии. После учебы занимаюсь резьбой, вязанием, военно-спортивной подготовкой, вокалом. Даже вечером перед телевизором я люблю, чтобы руки были чем-то заняты.

В школе было два класса по двадцать пять человек. Всего в поселке две школы, детских садиков тоже два. Одноклассники были старательными, не прогуливали - думаю, что деревенские часто бывают трудолюбивее, чем городские.

Понятно, что чего-то вроде кинотеатра у нас нет, зато с работой проблем не бывает, так как есть фанерный завод, и всем, кто просит дела, там не отказывают. Когда-то у нас было несколько больших ферм, но их забросили: коров забили на мясо, вещи растащили, поля запустили. Это грустно, потому что, во-первых, раньше люди знали, что едят мясо без добавок, а, во-вторых, они понимали, что нужны, поэтому ждали нового трудового дня. Когда ферму закрыли, мужики начали спиваться, так как работы не было. Через несколько месяцев их позвали на другую работу, но при условии, что они закодируются. Кто-то так и не смог вернуться.

Когда я смотрю корове в глаза, я вижу, что она в ответ смотрит с добротой и ждет, когда ее погладят

Я мечтаю основать свою ферму. Для начала с 50 головами, чтобы на коровах были бирки и чипы. На современных фермах коровы никогда не бывают привязаны: они пьют, едят, гуляют, когда и где хотят. Они могут даже подойти к специальному аппарату с щетками, чтобы почесаться и побалдеть. Дойка проходит по часам, и корова сама знает, когда надо идти домой.
Сейчас взрослая корова стоит около 400 тысяч рублей. Иногда, если человеку сложно приобрести несколько десятков голов, государство дает первый крупный взнос тем, кто возвращается в поселок после учебы. Но даже если бы взноса не делали, это бы меня не остановило: на фермах можно работать санитаркой, потом дояркой, потом можно дойти до главного врача и на этой должности заработать.

У бабушек и дедушек всегда были коровы, свиньи, куры, гуси - я любила ухаживать за ними, кормить их, и поэтому мне хочется связать с этим свою жизнь. Когда я смотрю корове в глаза, я вижу, что она в ответ смотрит с добротой и ждет, когда ее погладят.

Я бы хотела вернуться в поселок, потому что даже село - это некомфортно. Слишком уж много там каменных домов, тротуаров и прочего. Что уж говорить о городах, где нет воздуха, природы и реки.

Даша, 18 лет

1 из 4

2 из 4

3 из 4

4 из 4

Место рождения: деревня Обросово, Вологодская область, 300 человек
Место проживания: город Вологда, 300 тысяч человек

Моя школа находилась в десяти минутах ходьбы от дома. С первого по третий класс у нас учились всего три человека, потом к нам пришли еще две девочки. Было еще несколько парней, которые оставались на второй год и попадали к нам в класс. В школе мы проводили время почти всей семьей, так как мой папа работает учителем физики и информатики и ведет туризм, а мама преподает в начальных классах.

Вообще, учителей не так много, и часто случается, что один преподаватель ведет физкультуру и рисование или, например, историю, биологию и химию сразу. Осенью на уроках труда мы собирали урожай в школьном огороде, где работают ученики, а весной выходили на субботники по всей деревне. Еще мы иногда помогали повару на кухне, если она не успевала. Некоторые учителя проводили уроки с веселым задором, произносили разные смешные фразы: «вот где собака-то порылась», «тропическая чушь», «еку мать». Я эти выражения и сама иногда теперь произношу.

Я только недавно стала студенткой, но уже сейчас понимаю, что действительно важных вещей, кроме семьи и школы, в моей жизни было не так много, но они все-таки были. Например, с детства папа привил мне любовь к спорту - с шести лет я каждое лето хожу в водные походы. Еще я безумно люблю горы. Круглый год мы всей семьей катались на лыжах или на велосипеде, и я очень чту эти традиции.

За два года учебы в городской школе я так и не нашла друзей: я чувствовала, что не такая, как они, и мне это нравилось

Также важное место в моей жизни занимает религия - я православная. Мне не навязывали это, просто в деревне я ходила в воскресную школу - так все и началось. Мне если что-то навязывать, я сделаю все наоборот. Нас по желанию возили в храмы и в монастыри на экскурсии. Когда я стала взрослее, я начала сама ходить на службы, исповедоваться, причащаться. Я считаю, что не нужно никому навязывать свою веру, - это очень тонкое дело.

В Обросово можно учиться только до 9-го класса, поэтому в старших классах мне приходилось ездить в город. К репетиторам я не ходила, да и зачем репетиторы, когда полная деревня учителей? В помощи никто никогда не отказывал, потому что учителя относились к нам как к родным детям, в этом и заключается главное отличие деревенской школы от городской. Можно было прийти домой к учителю, и он все объяснял, да и не только по учебе, а по любому вопросу. В городе такого нет - там каждый сам за себя. За два года учебы в городской школе я так и не нашла друзей: я чувствовала, что не такая, как они, и мне это нравилось.

По вечерам я выхожу на крыльцо и слышу, как поют птицы, стрекочут кузнечики, - я никогда не променяю это все на город

Я деревенская девчонка - большие города не люблю и говорю об этом честно. Мне кажется, что там нет жизни: там же сплошные небоскребы, машины, движение. Я была проездом во многих таких местах. Разве в городе можно выйти на крыльцо, потянуться и побежать по траве? А искупаться в речке? По вечерам я выхожу на крыльцо и слышу, как поют птицы, стрекочут кузнечики, - я никогда не променяю это все на город.

Проблемы в деревне, конечно, есть. Например, у нас ужасная дорога, хотя по документам и картам асфальт лежит. Еще все наши фермы в последние годы закрыли, хотя когда-то там было много коров. Помню, едешь на машине к бабушке и вдруг целое стадо дорогу переходит - вот стоишь и ждешь. Теперь рабочих мест совсем нет, поэтому люди уезжают в город. А нам бы надо хорошего председателя, чтобы он сам был горой за деревню, как и жители, а такого пока нет, и это очень печально.

В городе столько всяких перспектив, а мне ничего этого не надо. Мне нужен просто домик в деревне рядом с речкой - и все, я буду самым счастливым человеком на свете. Я уважаю тех, кто живет в городе, но если кто-то скажет мне, что я деревенская, я посчитаю это комплиментом. А вот если будут обижать мою деревню, то тут я отвечу.

Недавно нас присоединили к другому поселению: мы назывались Боровецкое, а стали Пригородное. Это как нож в спину - все жители были против, но присоединение все-таки произошло. А мы как родились боровецкими, так ими и умрем.

Николай, 20 лет

1 из 2

2 из 2

Место рождения: село Селиваниха, Минусинский район Красноярского края, 2 тысячи человек
Место проживания: город Минусинск, 68 тысяч человек

Моя деревня находится в пяти километрах от города и делится на две части - район с частными участками и район с кирпичными двухэтажками, в которых находятся квартиры. Люди с квартирами все равно покупают участки, чтобы иметь свой огород. Конечно, в деревне есть магазины - их пять, но свое все-таки роднее и качественнее. Отец и мать жили уже в новом, кирпичном, районе, а бабушка с дедушкой - в деревянном доме, но я помогал им всем. Также подростком я работал в стройотряде - мы собирали по деревне мусор и получали за это небольшие деньги.

В нашей параллели было два класса по 13 человек. В школе особых проблем не было, хотя частенько меня вызывали на ковер к директору. Экзамены в девятом я сдал и поступил на актерское в город без экзаменов. После восьмого класса в летнем лагере мы с ребятами показывали этюды, и ко мне подошел дяденька, который приметил меня. Оказалось, что он директор колледжа культуры и искусств. Он сказал, что у меня хорошие данные, и пригласил учиться. Теперь мне хочется продолжить обучение - получить высшее и стать актером. В городе есть один театр, но там нет рабочих мест, так что придется куда-то ехать. В Москве я никогда не был, но думаю, что все же хочу попробовать поступить в ГИТИС.

Мое село развивается. Например, недавно на главной улице установили что-то вроде светофора с одним желтым светом - он ночью мигает и показывает, что тут пешеходный переход. Еще у нас есть районный Дом культуры, который построили в девяностых. Там находятся студия танца, библиотека, страйкбольная секция. Но все же я восхищаюсь мегаполисами, потому что в больших городах много людей, есть где развернуться и есть с кем познакомиться.

Ксюша, 22 года

1 из 4

2 из 4

3 из 4

4 из 4

Место рождения: село Чапаево, остров Сахалин, 700 человек
Место проживания: город Владивосток, 600 тысяч человек

Моя мама работает в областном центре - она помощник судьи в мировом суде. Папа занимается рыбалкой. А бабушка работает кадровиком в самой деревне в совхозе «Корсаковский».

Молодого человека у меня нет, хотя уже почти все одноклассницы сыграли свадьбы и завели детей. В деревне очень рано рожают и выходят замуж, но я не тороплюсь. Я всегда хотела быть переводчиком, еще в школе изучала японский язык. Я сдавала почти все предметы на ЕГЭ, но именно по английскому не хватило пары баллов для поступления на бюджет во владивостокский вуз.

В итоге я поступила во Владивосток на политолога, но я часто жалею о своем выборе, так как эта специальность меня совсем не впечатлила. Думаю, я могла бы и в сахалинский вуз на языки поступить. Сейчас я учусь в магистратуре по специальности «социальная работа», но я также не довольна своим выбором. А отчислиться я не могу, потому что все мои родственники считают образование крайне важным. Хотя деревенские парни, которые ушли после девятого класса и окончили колледжи и техникумы, работают трактористами и получают по 60 тысяч рублей в месяц. А я подрабатываю официантом в корейском ресторане за 20 тысяч.

В малонаселенных районах куча проблем и недостатков. В нашем поселке есть два магазина, детский сад, школа, медпункт, библиотека и дискотека раз в неделю. Народу делать нечего, кроме как пить вечерами после работы. Поэтому там высокий уровень алкоголизма. Но улучшения, конечно, происходят, хоть и редко. Например, не так давно в деревне поставили детские площадки и несколько спортивных снарядов.

Я сама пошла работать в 14 лет: сначала косила траву возле домов, мыла подъезды, а потом устроилась уборщицей в контору совхоза

До поступления я ездила в школу на автобусе в соседний поселок - это 10 минут на автобусе и 10 минут пешком от остановки до школы. Изначально классы состояли из 15–20 человек, но большинство ушли после девятого класса, и нас осталось уже семеро - 2 девочки и 5 мальчиков. Деревня находится рядом с городом, и много учеников приезжает оттуда, потому что на каждом уроке тебя обязательно спросят и тебе не удастся отсидеться в углу - это занятия, сравнимые с репетиторством. Обычно городских отправляют в деревенские школы их родители - привозят и забирают их каждый день. Многие учителя также приезжают на работу из города, и они достаточно компетентны. Что касается ЕГЭ, то наша школа получает одни из лучших результатов по району и даже области. Но даже несмотря на это деревня все-таки остается деревней. Городских школьников можно сразу распознать среди деревенских - это как минимум другая одежда. Мои деревенские одноклассники ходили в основном в спортивных костюмах, а еще все поголовно курили.

Из школы я приходила в 3 часа дня - отдыхала, смотрела телевизор. Затем были небольшие хлопоты по дому. Если я ночевала у родителей, в мои обязанности входило только помыть посуду и пропылесосить, так как родители живут в квартире. Но чаще всего я ночевала у бабушки в частном деревянном доме, и там еще надо было принести воды с реки или из колодца, принести уголь и дрова. Летом к обязанностям добавляются огород и рубка дров. Не могу сказать, что я делала это нехотя: это необходимость для деревенской жизни, которая вошла в привычку.

Я сама пошла работать в 14 лет: сначала косила траву возле домов, мыла подъезды, а потом устроилась уборщицей в контору совхоза. Платили хорошо, и я была рада личным деньгам.

Я люблю родной край. Деревенские игры я вспоминаю с особым удовольствием: это и всяческие войнушки с деревянными палками, и туки-та-за себя (прятки. - Прим. ред. ), всевозможные игры с мячом, настольные игры, обычные куклы и куклы из подорожников, классики, скакалки и многое другое. Почти весь день мы были предоставлены сами себе, а в нашем распоряжении была целая деревня, а не как у городских - только маленький двор, за пределы которого не выйдешь. Я была в разных крупных городах, но не нашла для себя ничего лучше Сахалина. Я бы хотела вернуться на родину, жизнь в деревне - это мое. Это тишина и спокойствие, а если мне хочется развлечений, то я могу отправиться и в город, он недалеко.

Андрей, 18 лет

1 из 4

2 из 4

3 из 4

4 из 4

Место рождения: село Пешнигорт, Пермский край, 800 человек
Место проживания: там же

Моя школа находится в центре села, но я живу на окраине. Детей в школе много, потому что там учатся не только жители села, но и люди из близлежащих деревень. В моем классе было от 16 до 24 человек в разное время. В начальных классах в нашей школе в основном учатся дети из семей, а в среднюю школу приходят много ребят из детского дома, он у нас в селе свой. Не могу сказать, что в селе есть люди, которые живут совсем бедно, но все же в моем классе были дети, у которых одежда не менялась на протяжении нескольких лет.

В детстве мы больше всего любили играть в казаков-разбойников и футбол, зимой строили пещеры, спускались на «лавинах» с крутого склона и, конечно же, катались с горы на капоте от машины. Не было компьютеров и телефонов, поэтому приходилось выискивать интересные телепередачи в газете и погоду узнавать там же. Раньше приходилось каждый день таскать домой воду, но теперь у нас есть своя скважина. Еще у нас раньше была русская печь, где бабушка и мама пекли пироги и шаньги (круглые пироги с творогом или картошкой. - Прим. ред. ), а сейчас обычная печка, поэтому еду мы готовим в основном на плите, а печкой пользуемся только для обогрева дома. Еще у нас появилась ванная, но ее мы почти не используем - баня, конечно же, лучше любой ванной.

В селе есть свои улучшения: раньше у нас был один магазин, а теперь их целых пять

Мама работает учителем начальных классов. Папа работал в милиции связистом, а теперь он трудится в городских электросетях. Сейчас я учусь на третьем курсе педагогического колледжа - можно сказать, продолжаю династию учителей. Скорее всего, потом я буду преподавать физкультуру и гимнастику, но до этого надо успеть в армии отслужить. Меня воспитали так, что отдать долг родине я считаю делом чести. Главная моя цель - это встать на ноги и обеспечить своим родителям хорошие дни на покое.

Большие города мне не нравятся из-за суматохи, возни и большого количества машин. Но я бы хотел в них побывать, чтобы посмотреть красоту кремлей, монастырей и всего такого. В селе есть свои улучшения: раньше у нас был один магазин, а теперь их целых пять. Еще строят церковь, так как в советское время единственную церковь разрушили, а за восстановление взялись только сейчас. Моя бабушка очень религиозна, и она старается привить это нам. Я крещен, и я верю в Бога - иногда обращаюсь к нему в трудную минуту, и это делает меня чуточку увереннее в себе.

С друзьями мы любим проводить время на улице - с играми на горке и снегом. Иной раз хочется гулять допоздна, даже несмотря на крайне редкую подсветку улиц и на температуру до минус сорока. В теплое время года мы часто выбираемся на пикники и рыбалку, ходим по грибы и ягоды. Само собой, летом есть еще работа в огороде. А вот мест для купания у нас, к сожалению, нет.

Сейчас в моем одиннадцатом классе всего пять человек. Школа находится в нескольких минутах ходьбы от дома, обстановка там душевная и спокойная: все относятся друг к другу дружелюбно. В этом году я надеюсь получить золотую медаль и поступить в городской университет на журфак, а потом я хочу устроиться на престижную работу.

Думаю, люди в городах больше заняты своими проблемами, больше погружены в себя. Если человеку в деревне станет плохо, на него обратят внимание гораздо быстрее, чем в городе. Я сама в больших городах не была и не выезжала за пределы своей области, но, думаю, все же я смогла бы жить в мегаполисах. Мне пришлось бы долго привыкать, но в больших городах есть масса возможностей для саморазвития, шопинга, бизнеса, карьерного роста, и это перевешивает все страхи.

Сегодня жителей деревень осталось не так много в сравнении с численностью горожан, потому что мы все знаем о преимуществах городской жизни. Но есть те, кто любит размеренную деревенскую жизнь, - как правило, это взрослые, которые обдумали решение жить в селе. Они либо переехали из города, что часто бывает, либо просто остались в селе в соответствии со своим мировоззрением, привычками, душевным состоянием.

Часто деревенские жители страдают от алкоголизма, бедности и необразованности. В связи с этим у меня есть ощущение, что правительство плохо заботится о людях, которые живут в регионах с маленьким населением. Я сама часто вижу бедность в родном селе, а потом наблюдаю за жизнью граждан по телевизору, и у меня возникает ощущение пропасти между богатыми и бедными в нашей стране. Для меня жить хорошо - значит, иметь возможность получать постоянный доход в том количестве, которого хватит на удовлетворение своих потребностей. По крайней мере не хочется думать, как распределить деньги на еду, чтобы ее хватило.

Традиции совместного коллективного проведения досуга незамужних девушек и холостых парней существовали на Руси издавна. Варианты занятий регламентировались неписаными правилами. В ходе совместных игр и гуляний молодые люди выбирали себе пару для будущей семейной жизни.

И. Шангина в книге «Русские девушки» описывает разные виды молодежных гуляний и правила их проведения.



И. Кокере. Игра *Скакать на доске*. Гравюра с рисунка Е. М. Корнеева, 1810-е

И. Кокере. Русская пляска. Гравюра с рисунка Е. М. Корнеева, 1812

Деревенское сообщество предоставляло холостой молодежи все возможности для того, чтобы «нагуляться-наиграться», то есть выплеснуть избыток жизненной энергии, подготовиться к браку и вступить в него в положенный срок. Весь этот период – с момента созревания девушки или парня до вступления в брак – назывался «молодое время». По крестьянским представлениям, молодое время могло наступить только для человека здорового, способного к деторождению, жизненно активного. Больные, убогие, чрезмерно набожные девушки и парни, давшие обет безбрачия, считались как бы преждевременно состарившимися и не участвовали в молодежных собраниях. Для всех остальных девушек и парней участие в молодежных собраниях было обязательным, а отказ от этого вызывал удивление и порицался общественным мнением.

Деревенская пляска

В русской традиции были выработаны определенные формы общения молодежи: гулянья, посиделки (беседы), свозы, игрища, толоки. Совместное времяпрепровождение позволяло парням и девушкам «себя показать» (не только продемонстрировать свои достоинства: покладистый характер, веселый, добрый нрав, хорошие манеры, богатый костюм, но даже свое трудолюбие и мастерство) и повнимательнее присмотреться друг к другу, чтобы не ошибиться в выборе пары.

E. В. Честняков. Хоровод, 1920-e

Дж. А. Аткинсон. Хоровод. Начало XIX в.

Б. М. Кустодиев. Праздник в деревне. Эскиз к картине, 1907

Молодежь находилась под постоянным контролем со стороны старшего поколения деревни, которое наблюдало и оценивало поведение девушек и парней с точки зрения этических норм. Само присутствие взрослых сдерживало молодежь от многих вольностей, которые могли бы быть допущены при отсутствии зрителей.

Деревенская молодежь на гулянье. Центральная Россия

На гулянье. Центральная Россия

Молодежные гулянья начинались обычно весной, с Пасхальной недели. Гулянья проходили на главной деревенской улице или за околицей деревни и продолжались до Петрова дня (29 июня /12 июля), с перерывом на Петровский пост. Петров день в некоторых северных деревнях называли даже «гулящево заговенье», «гулящев день» – то есть день, когда последний раз можно от души повеселиться, нагуляться. После этого дня молодежные гулянья проходили все реже и реже, так как было много работы, а к Успенью (15/28 августа) вообще прекращались.

А. Степанов. Хоровод

А. Саврасов. Хоровод в селе

Девушки и парни прохаживались по улице большими группами, в которые объединялась молодежь только одного села, или парами. Если гуляли группой, то девушки, взявшись за руки, становились в шеренги по пять-шесть человек, как позволяла ширина улицы, и неторопливо двигались вперед «частой походочкой». В первых рядах шли «славницы» или девушки, только что принятые в молодежную группу. В последних оказывались девушки, не пользовавшиеся успехом у парней. За девушками шли рядами нарядно одетые парни. Всю процессию возглавлял гармонист.

К. Трутовский. Хоровод в Курской губернии

Пройдя по улицам деревни, молодежь переходила к хороводам, пляскам, качелям, играм. Особенной популярностью пользовались так называемые игровые хороводы, в которых с помощью пантомимы или диалогов разыгрывалось содержание исполнявшейся песни. В старинных плясках демонстрировалась красота движений, грация, женственность, смущение перед зрителями – то есть те качества, которые считались приличествующими будущим невестам.

Дж. А. Аткинсон. Русский народный танец *Голубец*, 1804

А вот чисто Эстонское молодежное "изобретение" из лихих 90-х прошлого века. Кийкинг: веселый и сумасшедший спорт родом из нашего детства.

Кийкинг появился на свет в середине девяностых годов прошлого века, но за пределами Эстонии до сих пор мало кому известен. Смысл кийкинга заключается в выходе в «солнышко» на громадных качелях, то есть вам нужно раскрутиться так, чтобы описать полный круг. Если вы родились в начале девяностых или раньше, то наверняка пробовали провернуть что-то подобное на качелях во дворе. Ну, по крайней мере, пока мама из окна не увидит, чем именно вы там занимаетесь.

У КДК есть специальная подвеска, которая позволяет им совершать полный оборот.

КДК гораздо выше за счет большей длины опорных стоек, а вместе с ними и тяжей – балок, соединяющих перекладину с сиденьем.

Наконец, длина КДК может регулироваться в зависимости от того, кто на них залезает.

Сразу хочется спросить: они там что, с ума посходили? Ответ прозаичен: нет. При всем внешнем безумии процесса, в кийкинге серьезно относятся к безопасности. Участников крепят к качелям плотными ремнями, поэтому отправиться на Луну (или воткнуться головой в землю) с них будет проблематично.

В Эстонском союзе кийкинга новичкам советуют начинать с тяжей длиной 3-5 метров. Профи же соревнуются на тяжах за 7 метров и могут оказаться в воздухе на высоте 4-5-этажного дома (длина тяжей плюс взлет). В 2002 году энтузиасты кийкинга добрались даже до Книги рекордов Гиннесса, в которой были зафиксированы рекордные кийкинг-взлеты: 7.01 метра у мужчин и 5,86 метра у женщин.

"Русские обряды" (док. фильм)

Соломенные крыши, покосившиеся постройки - такова в 19 веке русская деревня. Вся жизнь земледельца зависела от природы, она кормила, поила, одевала и обувала его. Богата природа, но бедный крестьянин, горе-злосчастье подстерегало его уже у колыбели. Трудно было справиться с голодом, нищетой, болезнями. Свои горести и беды выпевал народ в грустной, заунывной песне. А природа? Природу крестьянин старался задобрить, умилостивить. Ещё в языческий период нашей истории возникли обереги, обряды в которых слились воедино реальные нужды земледельца с его языческими представлениями об окружающем.