Профориентация по специальности дошкольное образование. Ранняя профориентация в условиях доу

Семинар – практикум для воспитателей «Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации»

Цель мероприятия: повышение уровня теоретической и практической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями взрослых людей.
Задачи:
1. определить проблемы и перспективы ранней профориентационной работы в ДОО;
2. изучить содержание профориентационной работы в ДОО, соответствие педагогических задач с каждой возрастной группой;
3. познакомить педагогов с современными технологиями, используемыми для ознакомления дошкольников с профессией, формам и методами работы с детьми по профориентации.
Практическая значимость: содержательный материал представил в рамках распространения передового педагогического опыта работы, который в последующем может быть использован коллегами в практике.
Подготовка к семинару:
1. Анкетирование педагогов «Что мы знаем о профориентации дошкольников?» (Приложение 1)
2. Анализ ППРС по организации профориентационной работы со старшими дошкольниками (Приложение 2).
3. Методические рекомендации педагогам (Приложение 3).

Ход семинара - практикума:

Приложение 1
Анкета для педагогов

«Что мы знаем о профориентации дошкольников?»
1. Что такое профессиональная ориентация?
__________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Что входит в понятие профессиональная ориентация дошкольников?
_________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Какое место занимает профориентационная работа с дошкольниками в вашей возрастной группе?
_______________________________________________________________
4. Через какие формы работы с дошкольниками осуществляется ранняя профориентация?_________________________________________________________________________________________________________________
5. Какие современные образовательные технологии наиболее применимы для ознакомления дошкольников с профессией? _________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Выберите из предложенного списка задачи профориентационной работы с детьми старшего дошкольного возраста:

-учить сравнивать профессии;
-формировать представление о видах производственного труда (шить, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий;
7. Какие традиционные методы обучения и воспитания при ознакомлении детей с трудом взрослых можно применять:
- беседы с использованием игровых персонажей и наглядности;
- чтение детской художественной литературы;
- наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий;
-рассматривание картин и иллюстраций;
- опыт хозяйственно-бытового труда;
- сюжетно-ролевые игры;
- дидактические игры;
- игровые ситуации.
8. Какие парциальные образовательные программы дошкольного образования профориентационной работы с дошкольниками вам известны?
________________________________

Приложение 2
Оснащение предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации
подразумевает:
-подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Профессии», в книжном уголке;
-создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда;
-подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности;
- подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями;
-подбор демонстрационного материала по теме «Профессии» (аннотированный перечень рекомендуемого демонстрационного материала находится в приложении);
- подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»;
- выпуск настенной газеты, посвящѐнной профессиям взрослых;
- оформление альбома о профессиональных династиях воспитанников;
- оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»;
- материалы для сюжетно-ролевых игр.
Дидактические игры
Деревянная головоломка-пазл «Профессии» для детей от 2-х лет.
Разрезные деревянные картинки «Профессии» для детей от 2-х лет.
Сборник развивающих пальчиковых игр «Дело мастера боится» для детей от 2-х лет.
Развивающая настольная игра – пазл «Профессии» для детей от 3-х лет.
Обучающая настольная игра «Познайка: Профессии» для детей от 3-х лет.
Детское фигурное лото «Дорогой знаний: Профессии» для детей от 3-х лет.
Детское лото «Кем быть?» для детей от 3-х лет.
Настольная дидактическая игра – лото «Знаю все профессии» для детей от 4-х лет.
Настольная игра «Все профессии важны-1» для детей от 4-х лет.
Настольная экономическая игра «Ай да ярмарка!» для детей от 5-ти лет. Настольная экономическая игра «Золотая рыбка» для детей от 5-ти лет.
Сюжетно – ролевые игры
«Пекарня», «Банк», «Туристическое агентство», «Зоопарк», «Театр», «Аптека», «Магазин», «Почта», «Больница», «Мастерская», «Парикмахерская».
Примерный перечень игрушек и ролевых атрибутов
для организации профориентационных сюжетно-ролевых игр
Тематические строительные наборы «Город», «Ферма», «Зоопарк».
Конструктор.
Куклы крупные и средние (девочки и мальчики).
Кукольные коляски, соразмерные куклам.
Комплект постельных принадлежностей для кукол.
Кукольные стол, стул, кровать, диванчик.
Кукольные кухонный шкафчик и плита.
Набор чайной посуды.
Набор кухонной посуды.
Набор продуктов (объѐмные муляжи).
Весы.
Касса.
Игрушечные деньги.
Сумки, корзины, рюкзачки.
Белая шапочка, белая косынка, белый халат.
Набор медицинских принадлежностей (фонендоскоп, градусник, шпатель).
Набор парикмахерских принадлежностей (ножницы, расчѐска, фен).
Светофор.
Гараж.
Руль автомобильный.
Грузовые машины. Спецмашины («Скорая помощь», пожарная).
Полицейский набор.
Набор «Железная дорога».
Водный, воздушный транспорт (корабль, лодка, самолѐт, ракета).
Фуражка / бескозырка.
Штурвал на подставке.
Бинокль (подзорная труба).
Машины общественного транспорта.
Машины – строительная техника.
Каска строительная.
Набор инструментов.
Домашние и дикие животные и птицы.
Телефон.
Набор бытовой техники.
Набор музыкальных инструментов.

Приложение 3
Задачи профориентационной работы с детьми дошкольного возраста
Анализ специализированной литературы позволяет выделить обобщенные задачи работы по формированию у детей представлений о труде взрослых для каждой возрастной группы.
Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года)
Задачи работы:
-формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах;
-учить вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о людях;
-обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся;
-развивать представления об использовании безопасных способов выполнения профессиональной деятельности людей ближайшего окружения.
Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
Задачи работы:
-формировать представление о профессиях, направленных на удовлетворение
потребностей человека и общества;
-формировать представление о сложных трудовых операциях и механизмах;
-формировать первичные представления о мотивах труда людей;
-формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и описанных в художественной литературе;
-учить сравнивать профессии;
-учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих понятный ребенку результат;
-знакомить с наиболее распространѐнными видами профессиональной деятельности, связанными с чрезвычайными ситуациями.
Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Задачи работы с детьми 5-6 лет:
-расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;
-расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;
-формировать первоначальные представления о труде как экономической категории;
-формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;
-систематизировать знания о труде людей в разное время года;
-знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства.
Задачи работы с детьми 6-7 лет:
-расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории);
-расширять и систематизировать представления о современных профессиях;
-расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий;
-расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах –помощниках человека;
-формировать представление о видах производственного труда (шить, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий.
Реализация обозначенных задач позволяет к моменту завершения дошкольного образования достичь следующих результатов:
- ребёнок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;
- называет профессии разных сфер экономики;
- различает профессии по существенным признакам;
- называет профессионально важные качества представителей разных профессий;
- выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);
- объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий;
- объясняет роль труда в благополучии человека;
- имеет представление о семейном бюджете и назначении денег;
- моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;
- участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;
- эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;
- демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.

ПРОЕКТ

«ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В ДОУ»

воспитатель I квалификационной категории Шакирова А.М.

2016 год

«Профориентационная работа в условиях ДОУ»

в МБДОУ «Детский сад № 9»

Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация – разные понятия. Если профессиональное самоопределение можно упрощѐнно представить как процесс принятия решений в профессиональной сфере жизни, то профессиональная ориентация (профориентация) представляет собой систему мер, направленных на оказание помощи человеку любого возраста в осознанном выборе (подборе, смене) профессии, обеспечивающих свободный выбор предстоящего профессионального пути. Такой комплекс мер разрабатывается на основе кадровой политики страны в целом, отрасли, региона, конкретного предприятия или организации, и реализуется специалистами (профориентаторами, педагогами, психологами) через различные занятия и мероприятия (экскурсии, игры, беседы и т. п.).

Профориентационные мероприятия для детей дошкольного возраста являются составляющими ранней профориентации, целью которой является допрофессиональное самоопределение дошкольников. Ранняя профориентация призвана:

Дать ребенку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;

Сформировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;

Предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности; с тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, ребенок смог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии более уверенно.

На практике ранняя профессиональная ориентация в дошкольной образовательной организации заключаются в создании и реализации комплекса психолого-педагогических средств, методов воздействия на личность ребенка с учетом его возрастных особенностей, направленных на зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей, а также в создании соответствующей предметно-развивающей среды. Кроме того, ранняя профориентация включает в себя информационные консультации для родителей, которые направлены на приобщение родителей к совместной с дошкольной образовательной организацией работе по ранней профориентации детей.

Цель проекта: выстраивание в образовательном учреждении целенаправленной, систематической работы по ранней профессиональной ориентации детей.

Задачи проекта:

Задачи работы с детьми 5-6 лет:

Расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;

Расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;

Формировать первоначальные представления о труде как экономической категории;

Формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;

Систематизировать знания о труде людей в разное время года;

Знакомить с трудом людей рабочих профессий: повара, каменщика, плотника, слесаря, штукатура-маляра и т.д.

Задачи работы с детьми 6-7 лет:

Расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории);

Расширять и систематизировать представления о современных профессиях;

Расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий;

Расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека;

Формировать представление о видах производственного труда (шитье, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий.

Мероприятия по проведению профориентационной работы

с участниками образовательного процесса

сентябрь

Разработка плана мероприятий по проведению профориентационной работы с детьми

старший воспитатель

октябрь

Экскурсии в Пожарную часть и в Центральную детскую библиотеку

ноябрь

Экскурсии по детскому саду (знакомство с профессиями плотника, дворника, прачки, повара, логопеда, психолога и т.д.)

стар. воспитатель, воспитатели старших и подготовительных групп

декабрь

Экскурсии в ветеринарную клинику «Айболит» и в Школу искусств

стар. воспитатель, воспитатели старших и подготовительных групп

январь

Конкурс чтецов «У каждой профессии запах особый…»

Встречи с работниками железной дороги, дорожной и газовой служб

стар. воспитатель, воспитатели старших и подготовительных групп

февраль

Конкурс рисунков «Мой папа на работе»

Фотовыставка «Я у папы на работе»

Встречи с сотрудниками ОГИБДД и РОВД Агрызского района

стар. воспитатель, воспитатели старших и подготовительных групп

Март

Конкурс рисунков «Моя мама на работе»

Фотовыставка «Я у мамы на работе»

Встречи с работниками строительной отрасли, лесного хозяйства и СМИ

стар. воспитатель, воспитатели старших и подготовительных групп

апрель

Экскурсии в продуктовый и цветочный магазины, в парикмахерскую, в мастерскую по ремонту обуви

стар. воспитатель, воспитатели старших и подготовительных групп

Май

Экскурсии в поликлинику и в школу

стар. воспитатель, воспитатели старших и подготовительных групп

в течение года

Обновление и дополнение сюжетно-ролевых и литературных центров, дидактических игр; беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, фото- и видеопрезентаций, фильмов на ООД и в режимных моментах на соответствующую тематику.

воспитатели старших и подготовительных групп

Ресурсное обеспечение проекта

Материально-техническое обеспечение:

    музыкальный зал, групповые комнаты ДОУ;

    мультимедийные средства, компьютеры;

    художественная литература, папки с иллюстрациями и картинами, фото- и видео презентации и фильмы на соответствующую тематику.

Реализация проекта осуществляется с участием МКУ «Управление образования», Центральной детской библиотеки г. Агрыз, Пожарной части, ветеринарной клиники «Айболит», Детской школы искусств, ОГИБДД и РОВД Агрызского района, поликлинику АЦРБ, СОШ №3 и т.д.

Временное обеспечение:

Ожидаемые результаты реализации проекта

Реализация обозначенных задач позволяет к моменту завершения дошкольного образования достичь следующих результатов:

Ребенок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;

Называет профессии разных сфер экономики;

Различает профессии по существенным признакам;

Называет профессионально важные качества представителей разных профессий;

Выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);

Объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий;

Объясняет роль труда в благополучии человека;

Имеет представление о семейном бюджете и назначении денег;

Моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;

Участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;

Положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;

Демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.

Ранняя профориентация является решающим фактором социализации ребенка. Она включается в формирование системных знаний о профессиях, трудовой деятельности людей. Ранняя профориентация дошкольников осуществляется в условиях дошкольного образовательного учреждения с учетом особенностей психологического развития ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание условий для ранней профориентации дошкольников

Составила: воспитатель МАДОУ

«Детский сад

общеразвивающего вида № 172»

Г.о. Самара

Латухина В.В.

2017

Ранняя профессиональная ориентация дошкольников.

Одной из важнейших задач образовательно-воспитательной работы в дошкольном учреждении является социализация детей дошкольного возраста. Сама социальная среда выдвигает требования к уровню развития ребёнка. Социализация детей осуществляется не только как знакомство с окружающим миром, получение навыков общения, но и как знакомство старших дошкольников с жизнью современного общества. В процессе усвоения ребёнком социальных ценностей, требований, норм, принятых в обществе, формируются личностные качества. Задачей взрослых является постоянное расширение представлений ребёнка о социальном мире, оказание помощи в накоплении опыта и понимании своего места в мире людей. Наилучшим способом передача знаний и социального опыта осуществляется через общение и совместную деятельность ребёнка и взрослого. Ребёнок учится проявлять своё отношение к окружающей действительности, к людям, окружающим его, проявлять свои способности. Знания о социальной действительности преподносятся и через расширение представлений дошкольников о трудовой деятельности людей. Подобные знания обеспечивают понимание ребёнком общественного уклада, понимания места человека в обществе, его вклада в решении общественных задач, понимания значения труда для каждого человека. Знакомство с профессиями происходит на протяжении всего дошкольного периода. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, приобщиться к миру взрослых.

Было установлено, что от уровня знаний о труде зависит интерес к трудовой деятельности, развитие познавательной деятельности, умение практически выполнять доступные трудовые процессы (повышение уровня знаний сопровождается активизацией интереса к трудовой деятельности). Успешное овладение детьми знаниями о труде взрослых возможно при хорошей организации педагогической работы. Ранняя профориентация детей носит информационный характер. Выделяют следующие задачи профориентации детей дошкольного возраста: ознакомить детей с профессиями, в соответствии с возрастными особенностями, привить любовь к трудовым усилиям, сформировать интерес к труду и элементарные трудовые умения в некоторых областях трудовой деятельности. Цель ранней профориентации – сформировать у ребёнка эмоциональное отношение к профессиональному миру.

В современных Программах воспитания и обучения в дошкольном учреждении раздел Труд является обязательной областью знания. Разработчики Программ дошкольного образования включают в данный раздел сведения о значении труда, профессиональной деятельности взрослых, условиях и значении их работы, формирование трудовых навыков и другое с целью общего развития детей и воспитания трудолюбия в детях. Положительным в традиционном подходе к трудовому воспитанию является воспитание отношения к рукотворному миру, к красоте человеческого труда, человеческого творения. Наиглавнейшей задачей трудового воспитания является воспитание трудолюбия. Нет необходимости доказывать, какие преимущества перед другими (сверстниками, взрослыми) имеет человек, умеющий хорошо трудиться, ответственно относиться к своим обязанностям. Трудолюбие – сложное многосоставное, комплексное качество, которое среди немногих способно «переноситься» в другие виды детской деятельности, в том числе и учебную. Выпускник дошкольного учреждения, обладающий этим качеством, будет успешнее учиться в школе, осознаннее и ответственнее воспринимать обязанности учителя. Ведь учеба такой же труд, работа, как у взрослых. Трудолюбие – это совокупность желания и умения трудиться в рамках индивидуальной и совместной деятельности со сверстниками и взрослыми. Участие в труде, как доказано многочисленными исследованиями, не всегда автоматически дает эффект воспитания и развития личности ребёнка. Труд дошкольников может и должен быть только средством воспитания у детей положительного отношения к труду, начал трудолюбия. В соответствии с требованием времени, следует больше внимания уделить учету склонностей и интереса детей к разным видам труда, больше внимания уделить культуре самообслуживания и культуре деятельности в целом. Реализация в практике дошкольного образования личностно- ориентированной модели взаимодействия взрослого и ребенка создает богатые перспективы для совершенствования индивидуальной работы с детьми в направлении ранней профориентации.

Ранняя детская профориентация носит информационный, консультационный характер. Игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста. Когда они подражают в ней взрослым, то обычно играют в профессии. И это может стать решающим фактором будущей социализации ребенка, основой для будущего профессионального определения.

Важную роль в трудовом воспитании детей играет семья. Благоприятным условием для воспитания трудолюбия созданы в тех семьях, где родители успешно трудятся по своей специальности, любят свою профессию, рассказывают детям о работе. Личный пример родителей является для ребенка очень важным стимулом. Имея положительный пример родителей, дети стремятся быть трудолюбивыми, оказывать помощь, приносить пользу. Рассказывая ребенку о своей профессии, о значении своей работы для общества, ребенку прививаются нравственные мотивы, побуждающие к труду, а, может быть, и к выбору будущей профессии. Ранняя профориентация является решающим фактором социализации ребенка. Она включается в формирование системных знаний о профессиях, трудовой деятельности людей. Ранняя профориентация дошкольников осуществляется в условиях дошкольного образовательного учреждения с учетом особенностей психологического развития ребенка.

Создание условий для ранней профориентации дошкольников.

Правильно созданная предметно-развивающая среда позволяет:

Углубить практические знания воспитанников;

Выявить интересы и склонности воспитанников;

Развивать интерес и умение осуществлять действия.

Использование игрового пространства позволяет:

Индивидуализировать обучение с помощью игрового пространства;

Актуализировать знания и умения, имеющиеся у дошкольников;

Позволяет каждому участнику участвовать в игровом процессе;

Помогает выполнить игровую работу в собственном ритме;

Использовать полученные знания в практическом применении;

Принимать во внимание деятельность других воспитанников;

Предусматривать игровой замысел;

Корректировать и развивать игровой сюжет.

Предметно-развивающая среда включает в себя:

  • познавательную зону;
  • развивающую игротеку;
  • тематическую библиотечку "Калейдоскоп профессий"

Развивающая среда представлена зоной:

«Страна профессий », созданной с учетом требований Базового компонента и программы «Уверенный старт», которая позволяет знакомить воспитанников с профессиями взрослых.

Уголок «спецформа» - с профессиональной одеждой людей разных профессий, игровые персонажи, которые принимают участие во всех режимных моментах образовательно - воспитательного процесса.

Подобрана серия развивающих игр профессиональной направленности: «Профессии», «Играем в профессии», «Что из чего?» «Кто, что дает?»

И другие, которые помогают в игровой форме знакомить воспитанников с миром профессий.

В группах созданы тематические библиотечки «Калейдоскоп профессий», где представлен широкий художественный и демонстрационный материал с ранней профориентации дошкольников.

Второй этап работы - совместная работа воспитателя с воспитанниками.

Реализуя задачи Базового компонента отдавать приоритет принципа активности, где дошкольник является активным субъектом жизнедеятельности со своим индивидуальным опытом и особым восприятием окружающего мира. При проведении учебной деятельности с воспитанниками стараться использовать различные средства и формы работы, постоянно менять виды деятельности, тем самым повышая познавательную активность воспитанников. Используются традиционные и нетрадиционные формы работы с воспитанниками.

Традиционные формы:

Традиционные, комплексные и интегрированные занятия,

Трудовая деятельность и различные виды игр,

Решение проблемных задач и ситуаций,

Наблюдения и экскурсии,

Экспериментальная деятельность,

Встречи со специалистами,

Тренинги, дискуссии,

Театрализованная деятельность,

Развлечения,

Чтение художественной литературы и беседы за ней,

Ролевые проигрывания поведения в различных ситуациях,

Имитационные упражнения,

Изобразительная деятельность,

Обдумывание и проигрывания заданных ситуаций,

Разгадывание кроссвордов и загадок,

Просмотр диафильмов.

Нетрадиционные формы:

Творческое моделирование и проектирование,

Разработка и составление алгоритмов,

Просмотр слайд-шоу, фильмов о профессии,

Изготовление технологических карт,

Аукцион экономических идей,

Заседание бизнес-клуба «Маленький бизнесмен».

Используя различные формы и методы ознакомления воспитанников с профессиями взрослых, учитываются возрастные особенности воспитанников. При подготовке к занятиям используем алгоритм ознакомления воспитанников с профессиями.

Занятия: «Путешествие в мир профессий», «Знакомимся с профессиями искусства», «Все профессии важны», « Откуда хлеб пришел на стол», « Кто откроет мир ребенку».

Спортивное развлечение - «Спорт, нам дети, очень нужен», «Мы со спортом крепко дружим! », «Кругосветное путешествие Знаек», «Изучаем правила безопасного поведения на улице», «Моя Земля - земля моих родителей» (ознакомление с трудом лесника).

Игровая деятельность.

У дошкольников основным видом деятельности является игра. Игра - исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними.

Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть!

В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, водителя, парикмахера, педагога и т.д.)

В старшей группе игры усложняются. В играх показана работа различных учреждений (банк, магазин, аптека). У воспитанников совершенствуются навыки в играх, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, милиционера, водителя, космонавта, шахтера, спортсмена, летчика). В играх на тему "транспорт" совершенствуются знания правил дорожного движения, воспитанники учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. В играх воспитанники пытаются изобразить профессии своих родителей.

Важную роль в работе по профориентации играют дидактические игры.

Значение дидактических игр - способствовать усвоению, закреплению у воспитанника знаний, умений, развитие умственных способностей. Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка. Содержание игр формирует правильное отношение к предметам окружающего мира, к природе, систематизирует и углубляет знания о Родине, людей разных профессий и национальностей. Дидактическая игра развивает речь детей; пополняет и активизирует словарь ребенка; формирует правильное произношение, развивает связную речь.

Для решения дидактической задачи - знакомство с профессиями взрослых, я использовала такие игры с предметами: «Юные стилисты» (дети должны собрать предметы, необходимые стилиста: игрушечные ножницы, расчески, фен, лак, бигуди - воспитанники выбирают из множества разнообразных предметов);

«Строители городов» (из множества предметов дети выбирают те, что можно увидеть на стройке - игрушечные - кирпичик, кран, трактор);

«Кому что нужно для работы?»; «Кто, что дает?», «Ты - шахтер. Расскажи, что ты делаешь? »« История вещей. Из чего мы сделаны? »

Воспитанники совместно с воспитателями разыгрывают целые сценки, в которых дети учатся правильно вести себя, создавать художественные образы по темам: «Строим новый дом - будем жить все в нем», «строители нашего города», «Собираем модель солнечной системы».

Дети учатся создавать элементы для атрибутов игры, овладевают различные техники выполнения этих атрибутов.

В формировании профориентации воспитанников важную роль играет чтение художественных произведений. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо работать.

Воспитанникам очень понравились герои прочитанных мною произведений С. Маршака - "Пожар", "Почта"; С.Михалкова «Дядя Степа-милиционер»; В. Маяковского «Кем быть», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла»; В. А. Сухомлинский « Вол и садовник», « Моя мама пахнет хлебом», « Пекарь и швея», « Беда заставит учиться» и другие. Итогом усвоения прочитанных произведений является театрализованные игры.

Театрализованная игра - игра, в которой воспитанники обыгрывают сюжет из литературного источника.

Особое удовольствие и радость доставляют воспитанникам театрализованные представления, где дети являются и актерами и зрителями. Такая нетрадиционная форма работы позволяет задействовать стеснительных, неуверенных в себе воспитанников, раскрыть их потенциал. Также воспитанники взаимодействуют с куклами, на которых одежда людей разных профессий. Играя с ними, анализируют и делают выводы: для чего человеку той или иной профессии нужен этот вид одежды. Например: зачем строителю каска? Зачем шахтеру каска с фонариком? Зачем повару фартук и колпак? Зачем космонавту скафандр? и т.д.

Особым вниманием пользуются у воспитанников настольно-печатные игры:

«Собери профессию», «Чего не хватает?», «Вкладыши», где самая простая задача - нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых; постепенно задача усложняется - воспитанник должен объединить картинки не только по внешним признакам, но и по содержанию.

В играх «Что нужно врачу?», «Что есть в магазине?», «Что нужно банкиру?», воспитанники подбирают картинки по общему признаку и устанавливают связь между предметами.

Наблюдения и экскурсии

Большое значение в ознакомлении воспитанников с трудом взрослых, с их профессиями проводится через наблюдения и заочные экскурсии. Такие формы работы обеспечивают наибольшую выразительность представлений, максимальную действенность приобретенных воспитанниками знаний; где они на практике проявляют и закрепляют полученные знания, реализуются все направления развития, проявляются коммуникативные качества дошкольников. В процессе наблюдений важно фиксировать внимание воспитанников на тех сторонах труда взрослых, которые имеют наибольшее значение для воспитания у них правильного отношения к труду, для формирования их собственной трудовой поведения. Наблюдение за работой взрослых положительно влияют на поведение воспитанников, их отношение к людям, к вещам. Они осторожно поливают цветы, чтобы не залить пол; работая с пластилином, стараются не сорить; если кто-то намусорил, без напоминания сам за собой убирает.

Проектная деятельность

Одним из результативных методов современного образования является метод проектов, в основе которого лежит самостоятельная деятельность воспитанников (исследовательская, познавательная, продуктивная), в процессе которых ребенок познает окружающий мир и переносит полученные знания в реальной жизни. Метод проектов также является особым механизмом взаимодействия семьи и дошкольного подразделения.

Список используемой литературы.

1. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников – М. – 1988.

2. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. – Р Н/Д, 1996.

3. Логинова В. И. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – Л., 1976.

4. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М: Воронеж, 1996.

5. Шатова А. Д. Вновь о трудовом воспитании дошкольников. //Дошкольное воспитание: традиции и современность. – М., 2002. – в.


Актуальность и необходимость ранней профориентации детей дошкольного возраста

Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности.
Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.
Согласно Постановления Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций
Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации.
Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого. К.Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить.
А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни.
Педагоги Н.Е. Веракса и Т.С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности.
Т.И. Бабаева и А.Г. Гигоберидзе рекомендуют не только знакомить с профессией, но и с личностными качествами представителей этих профессий.
Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.
Федеральным государственным образовательным стандартом ДО определены Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учётом принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО, возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. Информационно-коммуникационные технологии предполагают моделирование различных профессиональных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать. Поэтому для формирования у детей представлений о разных профессиях педагоги используют в своей работе ИКТ
«Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра. Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности, но закладываются только как возможности принимать на себя разные профессиональные роли. Образно говоря, детская игра - это первый профориентатор ребенка. В игре ребенок учится возможности быть, ... быть капитаном, врачом и т.д.» (А.Г. Асмолов)
Больше всего дошкольники любят играть. Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В играх дошкольники воспроизводят все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Что говорят известные педагоги и психологи о детской игре?
В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Школа правильно руководимой игры открывает ребенку окно в мир шире и надежнее, чем чтение. (Фабр Ж.)
В игре детей есть часто смысл глубокий. (Шиллер И.)
Многие детские игры – подражание серьезной деятельности взрослых. (Корчак Я.)
Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. (Макаренко А.С.)
Игра - отражение жизни. Подавляющее большинство игр детей посвящено отображению труда людей разных профессий, поэтому наиболее целесообразно проводить работу по ранней профориентации дошкольников через организацию игровой деятельности.
Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям
Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.
1. Технология проектной деятельности (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова).
Проектная деятельность – это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
2. Технология исследовательской деятельности (А.И. Савенков, Н.А. Короткова).
Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.
Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования:
- опыты (экспериментирование) – освоение причинно-следственных связей и отношений;
- коллекционирование (классификационная работа) – освоение родовидовых отношений.
3. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко).
Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.
4. Технология интегрированного обучения (Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова, О.А. Скоролупова) является для дошкольных учреждений своего рода инновационной. Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность.
На основании анализа изученных работ, учёта современных образовательных технологий можно определить цель и задачи работы по ранней профориентации детей.
Цель: сформировать у ребенка эмоциональное отношение к миру профессий, предоставить ему возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Задачи:
– обогащать и конкретизировать представления детей о профессиональной деятельности жителей города Нижняя Салда, воспитывать интерес к промышленным предприятиям нашего города;
– формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
– закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления;
– стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей;
– воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам;
– помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.
Работа по ранней профориентации дошкольников строится с учётом следующих принципов:
1. Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).
2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний.
3. Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).
4. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).
5. Принцип активного включения детей в практическую деятельность (экскурсия, наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение, викторина, игры).
6. Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.
7. Принцип регионального компонента. Направлен на приведение образовательной и воспитательной практики в соответствие с социальным заказом и финансовыми возможностями региона.
В основу работы положена организационно-содержательная модель ранней профориентации дошкольников.
Организационно-содержательная модель
ранней профориентации дошкольников

Как интересно рассказать детям о разных профессиях?
- Показать детям, как трудятся взрослые.
Добиться качества образовательных услуг в области ранней профориентации дошкольников без создания специальных условий тесного сотрудничества с социальными институтами практически сложно.
Под социальными партнерами мы понимаем конкретных людей профессионалов своего дела, на образах которых будущие дошкольники смогут познакомиться с разнообразием профессий в нашем городе!
Рекомендации по организации социального партнерства - на слайде

Тесное взаимодействие с социальными партнерами позволит выйти на новый, инновационный уровень развития системы дошкольного образования, поможет создать благоприятные условия для образовательной деятельности с учетом современных требований для развития детей.

«Счастье в профессии – это когда ты делаешь то, что у тебя очень хорошо получается, тебе нравится это делать, это нужно другим людям и тебе за это платят».
Собственно, именно в этой формуле и заложен перечень вопросов, которые обычно задают оптантам – молодым людям, совершающим свой первый профессиональный выбор.

Итак, вот эти 3 самых важных вопроса.
Вопрос 1. Что ты умеешь делать лучше других?
Вопрос 2. Чем тебе нравится заниматься?
Вопрос 3. Чем ты можешь быть полезен другим людям?
Что делать с этими 3 списками?
Каждый из этих трёх списков вряд ли можно составить за один раз, лучше пополнять их в течение месяца. Потом проранжировать ответы в каждом списке. Те «конкурентные преимущества», «привлекательные занятия» и «полезные дела», которые заняли места с 1 по 10, могут рассматриваться как 3 основания для профессионального самоопределения.
«Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно. Идти.» (Оноре де Бальзак).

Ульяна Захарова
Консультация для воспитателей «Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ»

Консультация для воспитателей

"Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ"

Воспитатель Захарова У. В. МДОУ детский сад "Золотые зернышки" с. Детчино

Слайд 2 Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня- врач, завтра- банкир и даже Президент…

Слайд 3 Система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям – это и есть профессиональная ориентация.

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики.

Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе.

Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, что способствует ранней профессиональной ориентации.

Слайд 4 Проблемы ранней профориентации дошкольников:

Потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуются в полной мере;

Не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий;

Работа педагогов в ДОУ по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых не нацелена на современный региональный и муниципальный рынок труда;

Нет преемственности в работе детского сада и школы в данном направлении.

Слайд 5 Главная цель ранней профориентации детей - это развитие эмоционального отношения ребенка к профессиональному миру, предоставление ему возможности проявить свои силы в различных видах деятельности.

Получая такие знания, у ребенка формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий; расширяется его кругозор; все это способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к конкретной профессии.

Слайд 6

Основные задачи ранней профориентации дошкольников:

Расширить представление детей о профессиях;

Сформировать познавательный интерес к профессиям, понимание их значения в жизни общества;

Мотивировать к игровой, коллективной, продуктивной, творческой, познавательно-исследовательской деятельности;

Развивать коммуникативные навыки, научить употреблять в речи названия профессий, рассказывать об их особенностях.

Следовательно, знакомство детей с миром профессий подразумевает их подготовку к тому, чтобы они в свое время смогли смело вступить в самостоятельную жизнь и конкретно выбрать свой путь профессиональной деятельности, то есть речь идет о профессиональном самоопределении

Слайд 7 Периоду дошкольного детства соответствует первый этап профессионального развития: этап формирования конкретно-наглядных представлений о мире профессий.

На этом этапе у ребенка должна сформироваться определенная наглядная основа, на которой будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания, а так же положительное отношение к профессиональному миру, людям, которые трудятся и к их занятиям.

Слайд 8 1. Уточните знания детей о труде взрослых

Прежде чем начать работу по трудовому воспитанию, нужно выяснить, что дошкольники знают о труде взрослых. С этой целью можно использовать диагностическую методику «Представления о труде взрослых» (Г. А. Урунтаева и Т. И. Гризик). Диагностика поможет выявить представления детей о труде взрослых и отношение к нему. (см. Приложение)

Слайд 9 2. Создайте условия

Чтобы трудовое воспитание было успешным, необходимо создать психолого-педагогические условия:

Учитывать шесть принципов формирования позитивного отношения дошкольников к труду;

Организовать развивающую предметно-пространственную среду (подобрать наглядные пособия, литературу, атрибуты для сюжетно-ролевых и дидактических игр, нетрадиционное оборудование);

Включить в работу всех участников воспитательно-образовательного процесса (педагогов, детей, родителей).

Слайд 10 Шесть принципов, которые помогут сформировать у детей позитивное отношение к труду взрослых

1. Принцип воспитывающего обучения: приобщайте детей к культуре труда, воспитывайте у них уважение к людям разных профессий.

2. Принцип научности: используйте научно обоснованные и апробированные на практике методики.

3. Принцип наглядности: опирайтесь на чувственный опыт ребенка, организуйте наблюдения окружающей действительности.

4. Принцип систематичности и последовательности: усложняйте материал постепенно, формируемые у детей знания должны складываться в систему.

5. Принцип доступности: соотносите содержание, характер и объем материала с уровнем развития, подготовленности детей.

6. Принцип осознанности: формируйте у воспитанников активную и осознанную позицию по отношению к собственным достижениям.

Слайд 11 3. Используйте разнообразные методы и приемы

Чтобы у дошкольников возник интерес к работе взрослых и труду вообще, нужно использовать разнообразные методы:

наглядные (наблюдения, демонстрация картин, иллюстраций, схем);

словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы);

практические (упражнения, экспериментирование, моделирование, инсценировки);

игровые (сюжетно-ролевые, дидактические игры).

Слайд 12 Но предпочтение следует отдать практическим методам и игре как ведущему виду деятельности дошкольников. В результате профориентационных сюжетно-ролевых игр детьми усваиваются знания о профессиональной деятельности взрослых. А о том, что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.

Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-развивающей среды.

Слайд 13 4. Организуйте сотрудничество с семьями детей

Обязательный элемент трудового воспитания – знакомство с работой родителей и других членов семей. На примере их деятельности у ребенка формируется представление о труде вообще.

Проведите для родителей консультации на темы «Все профессии нужны, все профессии важны», «Профессии наших родителей». Предложите им рассказать о том, какие традиции и интересы, связанные с трудом, существуют в семье, чем занимались предки, кем работали бабушки и дедушки. Семейные профессиональные традиции – важная часть воспитания ребенка.

Можно организовать выпуск стенгазет ко дню профессиональных дат, создать папки-передвижки по названием: «В мире профессий», «Мамы разные нужны – мамы всякие важны», «Это интересно» и т. д. Пригласить родителей принять участие в экскурсиях, занятиях организованных детским садом.

Проводя работу с родителями нужно придерживаться следующих направлений:

Четыре направления взаимодействия с родителями:

1. рассказать родителям о важности трудового воспитания в дошкольном возрасте;

2. привлечь к взаимодействию, сформировать желание общаться с воспитателями, участвовать в жизни группы;

3. создать условия, чтобы раскрыть творческие способности в совместной деятельности с детьми;

4. укрепить партнерские взаимоотношения в семье.

Слайд 14 5. Подводите итоги и оценивайте результаты работы

Чтобы определить, какие достигнуты результаты по трудовому воспитанию, проведите итоговую педагогическую диагностику. Она покажет уровень сформированности у детей знаний о современных профессиях, позволит скорректировать и спланировать дальнейшую работу.

Слайд 15 Трудовое воспитание можно считать успешным, если у ребенка появилось желание отразить новую информацию в рисунках, рассказах, а у родителей – осознанное отношение к воспитательной деятельности, стремление понимать ребенка, анализировать свои достижения и ошибки.

Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на всех участников образовательной деятельности. Дети подробно знакомятся с трудом сотрудников детского сада и профессиями родителей, приобретают знания и умения, которые могут применять в игре. В результате этой деятельности развивающая предметно-пространственная среда пополняется атрибутами для творческих и сюжетно-ролевых игр.

Таким образом, ознакомление с трудом взрослых и собственная деятельность детей позволит освоить тему «Профессии», что станет начальной ступенью их социализации.

Профориентация воспитанников стала одним из направлений работы в нашей группе.

Наша задача: в доступной форме дать детям знания о профессиях.

В ДОУ воспитанники имеют возможность наблюдать за трудом сотрудников детского сада: воспитателей, помощников воспитателей, медсестры, заведующей, повара, дворника. При этом мы стараемся обращать внимание детей на то, что весь коллектив ДОУ работает дружно, слаженно, все взрослые заботятся о том, чтобы им здесь было тепло, уютно и интересно.

Мы осуществляем систематическую работу по ознакомлению детей с различными профессиями. Нами разработан долгосрочный проект (на 1 год) "Все профессии важны, все профессии нужны!", плану которого мы следуем.

Начали свою работу по профориентации детей нашей группы со знакомства с профессиями сотрудников детского сада. Выпустили стенгазету «Кто работает у нас в саду», провели экскурсии в медицинский кабинет, на кухню, в прачку, наблюдали за работой дворника. С участием родителей сделали подборку сюжетно-ролевых игр с костюмами: "Больница", "Почта", "Салон красоты", "Повар", "Моряки", "Автомастерская", "Мы строители", "Магазин". Создали электронную папку с видеороликами и презентациями о профессиях.

Разработали конспекты занятий по знакомству с профессиями повара, врача, продавца, военного, швеи, парикмахера.

Таким образом, мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь.

Значит, мы хотим, чтобы наши дети:

Понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, труд является основой нашей жизни;

Уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;

Познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;

Были готовы трудиться сами - не только по причине, что это им нравится и интересно, а еще и потому, что это надо;

Учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.

Приложение

Диагностическая методика Г. А. Урунтаевой и Т. И. Гризик

«Представления о труде взрослых»

Критерии:

1. Характер представлений о труде взрослых.

2. Отношение детей к труду взрослых.

Показатели характера представлений о труде взрослых:

Показатели отношения к труду взрослых:

адекватность и выразительность экспрессивных действий: мимических, жестовых, пантомимических, речевых.

Для изучения уровня информированности детей о труде взрослых проводится беседа, индивидуально каждому ребенку предлагается ответить на следующие вопросы:

1. Для чего люди ходят на работу?

2. Что такое профессия?

3. Какие ты знаешь профессии?

4. Какие профессии тебе нравятся больше всего?

5. Кем работают твои мама и папа?

Далее проводится эксперимент с использованием визуальных методик. Детям предлагается 5 картинок, на которых изображены представители различных профессий, их орудия труда и место труда: парикмахер, продавец, водитель, регулировщик, работник почты. Ребёнок самостоятельно выбирает картинку и составляет по ней рассказ.

Оценивание критериев трудовых умений осуществляется по 3-х бальной системе:

3 балла – умение у ребенка сформировано полностью.

2 балла – ребенок частично проявляет умение.

1 балл – ребенок не проявляет умение.

На основании показателей составлены характеристики уровней развития:

Сформирован (3-2,4 балла) – ребенок осознанно относиться к выполнению задания. При этом проявляет способность планировать трудовые действия и проявляет самостоятельность. Умеет осуществить отбор инвентаря для выполнения поручения и бережно пользоваться им. Принимает активное участие в коллективном труде. Осознает пользу выполнения трудовых действий. Радуется результатами своего и коллективного труда.

Находится в стадии становления (2,3-1,8 балла) – ребенок относиться к выполнению задания положительно. При этом не всегда самостоятелен в планировании трудовых действий. Осуществляет отбор инвентаря для выполнения поручения и бережно пользуется им. Принимает активное участие в коллективном труде. Осознает пользу выполнения трудовых действий. Радуется результатами своего и коллективного труда чаще всего, остается довольным.

Не сформирован (1,7-1 балл) – ребенок не осознанно относиться к выполнению задания. Не способен планировать трудовые действия и проявлять самостоятельность. Не умеет осуществить отбор инвентаря для выполнения поручения и бережно пользоваться им. Не принимает активное участие в коллективном труде, выполняет трудовые поручения вне коллектива. Не осознает пользу выполнения трудовых действий, не способен радоваться результатами своего и коллективного труда.