Нод по познавательно - исследовательской деятельности. Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе ДОУ «Вода и масло предметы…Подскажите, почему это происходит?»

Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности детей в старшей группе на тему: «Космическое путешествие».

Цель: Формирование у детей представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми; социально - нравственных черт личности, стремление быть похожими на героев своей страны.

Задачи:

Образовательные: Расширить, закрепить знания о строении Солнечной системы (названия планет, их расположении и движении относительно Солнца). Способствовать представлению целостной картины мира.

Развивающие: Развивать познавательно - исследовательскую деятельность. Развивать любознательность, интерес к космосу, физической подготовке космонавтов.

Воспитывающие: Воспитывать чувство гордости за своё Отечество, уважения к первооткрывателям космоса.

Предварительная работа: Познавательные беседы: О празднике 12апреля - " День космонавтики«; О вечернем небе, о космосе; «Земля - планета, на которой мы живем». Занятие «Ознакомление с основными планетами». Рассматривание картинок, загадывание загадок. Разучивание пальчиковой гимнастики, стихотворения, считалки.

Словарная работа: Вселенная. Атмосфера. Названия планет. Космос.

Методические приёмы: Наглядный, словесный, игровой, практический.

Оборудование: Ракета, конструктор, модель солнечной системы, иллюстрации.

План:

Организационный момент.

Беседа о космосе, о космонавтах.

Открытие школы космонавтов.

Космическое путешествие.

Конструирование роботов.

Возвращение на Землю.

Интервью с корреспондентом.

Звучит космическая музыка, дети заходят в зал.

Добрый день! Добрый день! Нам здороваться не лень.

Этими словами здороваемся с вами. (Проходите, присаживайтесь.)

Ребята, я вам загадаю загадку, а отгадкой- будет то, что ждёт нас сегодня впереди.

Состоит из точек свет,

Полна горница планет.(Космос).

Да, совершенно верно. Слайд - изображение космоса.

А что такое космос?

Космос - это таинственный и манящиймир звёзд, планет, астероидов икомет, пронзающих безвоздушноепространство. Ещё космос называют другим, словом Вселенная. Повторим хором.

Ребята, а вы бы хотели побывать в космосе?

А кем для этого надо стать, чтобы полететь в космос?

Каким должен быть космонавт? (Смелым, храбрым, сильным, мужественным, здоровым, умным).

Как называется костюм космонавта? (Скафандр).

Для чего он служит? (Для защиты человека при выходе в открытый космос).

На чём можно полететь в космос?

Как называют ещё ракету? Почему? (Потому что, длинный, как корабль.)

Какие животныепервыми полетели в космос и вернулись на Землю? (Собаки - Белка, Стрелка).

Кто был первым в мире космонавтом?

Правильно. Первым в мире космонавтом был гражданин России Юрий Алексеевич Гагарин. И наш народ гордитьсяэтим. Почему?

Кто знает стихотворение об этом замечательном человеке?

Юрий Гагарин.

В космической ракете,

С названием «Восток».

Он первым на планете,

Подняться к звёздам смог.

Поёт об этом песни,

Весенняя капель.

Навеки будут вместе,

Гагарин и апрель.

В. Степанов.

Как фамилия первой женщины космонавта? (В. Терешкова.)

Где стартуют космические корабли?

Почему человек захотел полететь в космос?(Чтобы узнать, как устроен космос, есть ли там жизнь.)

А сейчас я вам,

Ещё вопрос задам.

Школу юных космонавтов,

Вы хотели бы, ребята,

Собираюсь я открыть.

В эту школу поступить?

Тогда! Выходи на тренировку!

Начинаем подготовку!

Построение:

В колонну по одному становись! - Равняйсь! Смирно! Направо, шагом марш

Ходьба на носках, на пятках. Перестроение в круг: положить руки на плечи друг другу - покачивание с ноги на ногу. Присесть, встать. Перестроение в колонну.

Подготовкой я довольна,

Каждый к вылету готов.

Пальчиковая гимнастика.

Ждут нас быстрые ракеты, (Руки вверх, соединить пальцы).

Для прогулок на планеты.

На какую захотим, (Руку ко лбу, повороты в стороны).

На такую полетим.

Но в игре один секрет, (Указательный палец.)

Опоздавшим места нет! (Идём к ракете.)

Ребята, задание мы выполнили но, чтобы зайти внутрь ракеты, нам нужно убрать лишнюю картинку.

Что изображено на этих картинках? (Ракета, планета, звезда, ключ.)

Как вы думаете, которая из них не относится к космосу? (Ответ)

(Звуковой сигнал)

Правильно. Вход открыт. Проходите и займите места в ракете.

Сегодня наш отряд юных космонавтов отправляется в космическое путешествие. Мы совершим полёт по солнечной системе.

Давайте посмотрим на карту путешествия. Нам предстоит стартовать с Земли, побывать возле Солнца, облететь планеты.

За нашим полётом будет наблюдать Центр управления - наши гости. Пристегните ремни. Обратный отсчёт: дыхательная гимнастика - через нос набрать воздух - 10.9.8.7.6.5.4.3.2.1 Пуск! Слайд - изображение взлёт ракеты.

Пока летим к планетам проверка знаний.

На какой планете мы живём?

Как называются люди на этой планете?

Какой формы наша планета?

Какой формой представляли нашу Землю люди в прошлом?

Как называется естественный спутник Земли?

Человек создал и запустил на околоземную орбиту искусственные спутники земли. Спутники ловят сигналы и передают их в нужное место.

А скажите, пожалуйста, как вы думаете, что может произойти на планете Земля, если спутники перестанут работать? (Исчезнет мобильная связь, перестанет работать Интернет, телевидение).

Будьте внимательны, мы приближаемся, к Солнцу. Наш корабль находится в солнечной системе. Ознакомимся с её достопримечательностями.

Центр системы - Солнце. Слайд - изображение Солнца.

Можно высадиться на Солнце? Почему? - Солнце очень горячее, к нему нельзя приближаться, потому что сгоришь.

Правильно. Солнце - это огненный шар, где сгорают даже камни. Свет и жар доходят и до нас, и если бы у нашей планеты не было атмосферы, всё живое на земле сгорело бы.

Атмосфера - газовая оболочка, как воздушное одеяло окутывает Землю и спасает от жгучего солнца. Повторим хором. Слайд - Атмосферы.

Солнце - звезда, вокруг которого вращаются планеты, какие ближе, какие дальше. В Солнечной системе 8 планет. И сейчас мы с вами каждую из нах рассмотрим.

1. На этой планете такая жара. Что там оказаться опасно, друзья.

Какая это планета? Ближе всех к солнцу. - Меркурий. Слайд.

2. На этой планете тоже жарко, как в печи. Хоть пеки пироги. Как называется 2 планета от солнца - Венера. Слайд.

3. А эта планета нам всем дорога,

Нам жизнь подарила планета... Земля. На каком месте от Солнца находиться наша планета? На 3.

4. К планете Земля - это планета близка и похожа. Марс. Слайд. 4планета.

Чем похожа?(4 времени года, смена дня и ночи.)

5. А эта планета гордится собой. Поскольку считается самой большой.

Что за планета? Юпитер. Слайд

6. Планета кольцами окружена. И этим от всех отличалась она. Сатурн. Слайд. Орбита № 6.

7. А что за планета. Зеленовато- голубого цвета? Уран. Слайд. № 7.

8. Царь морской названье той планете дал. Он именем своим её назвал. Какая это планета? Нептун. Слайд. № 8.

Все планеты заняли свои места и вращаются вокруг Солнца. Слайд Солнечной системы.

Кружит хоровод планет. У каждого свой размер и цвет. У каждой планеты есть свой путь - орбита. Для каждой планеты путь определён. Но только на Земле мир жизнью заселён. И посмотрите ещё раз, как прекрасна наша родная планета Земля.

Ребята, мы побывали около всех планет, увидели и рассмотрели их.

Продолжаем полёт.

Из Центра управления получен сигнал. Надо его расшифровать - видео.

SOS. SOS. Помогите, помогите. Мой корабль при посадке на Марс сильно пострадал. Я не могу его починить один. Прошу выслать мне роботов на помощь!

Ребята, давайте поможем инопланетянину, и сконструируем роботов в нашей лаборатории. (Ответ детей). Пройдемте в лабораторию. Посмотрите здесь много разных деталей. Давайте рассмотрим, из чего состоит робот. Самостоятельное выполнение задания. Рассматривание работ.

С работой мы справились. А доставкой роботов будет заниматься Центр управления.

Нам пора возвращаться на Землю.

Мы уселись на места. Закрываем все глаза.

Мы теперь уж не сидим. А летим, летим, летим. Звучит музыка.

Прилетели. Мы на родной Земле. Наше космическое путешествие закончилось.

Встречает корреспондент: Я корреспондент Газеты «Мир науки». Рада, что удачно приземлились. Скажите, где вы были? Что интересного видели? Чем занимались в космосе? Чем планета Земля отличается от других? Понравилось вам космическое путешествие? Спасибо за интервью.

Музыка - летит шаттл - доставка угощения от инопланетянина.

Цель:

Задачи:

1) Систематизировать знания детей о том, что соль минеральное вещество, о происхождении этого минерала, формах существования в природе.

1) Способствовать развитию художественных способностей, используя нетрадиционные способы рисования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательно - исследовательской деятельности «Волшебная солька»

Программное содержание : Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира и их свойствах.

Цель: Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей детей через познавательно-исследовательскую деятельность

Задачи:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

1) Развивать познавательный интерес детей, воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Образовательная область «Познавательное развитие»

1) Систематизировать знания детей о том, что соль минеральное вещество, о происхождении этого минерала, формах существования в природе.

2) Формировать представление о соли, как о продукте, необходимом для человека. На основе исследовательской деятельности дать детям возможность выявить основные свойства соли (белого цвета, без запаха, растворяется в воде, может окрашиваться, солёная вода помогает предметам удерживаться на поверхности).

Образовательная область «Речевое развитие»

1)Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

2) Развивать речь детей, побуждать использовать в речи сложные предложения.

3) Активизация слов: сыпучая, растворяется, кристаллическая, пресная.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

1) Способствовать развитию художественных способностей, используя нетрадиционные способы рисования.

Образовательная область «Физическое развитие»

1)Развивать мелкую моторику рук.

Предварительная работа:

Знакомство с историей возникновения соли.

Материал и оборудование: Мультимедийная система, презентация, иллюстрации по теме, лабораторный журнал, карточки, картон, клей, краски, лупы, микроскопы, пипетки, пинцеты, воронки, стаканчики с водой, чайные ложки, крупная и мелкая соль, цветная соль, морская соль, яйца, подносы, прозрачные банки с крышками, кувшин с водой, перчатки, белые халаты, салфетки, полотенце для рук.

Ход образовательной деятельности:

Организационный момент.

Здраствуйте ребята, а вы любите разгадывать загадки? (ответы детей)

Отгадайте мою загадку:

Из воды родится, а воды боится. (ответы детей)

С солью бочонок приучен с пеленок. Всегда и везде кланяться еде. (ответы детей)

- . Это солонка, в ней хранят соль. Почему солонка пустая? (ответы детей)

Это мы с вами сможем узнать, послушав сказку:

«Соль и снеговик»

Как-то ночью Соль решила отправиться в поход. Она и раньше слышала, что в походе соль – очень нужная вещь, её обязательно берут с собой.

Неужели я одна не смогу мир повидать? – подумала она.

Соль вылезла из солонки, в котором жила, вышла на улицу, остановилась. Стояла тихая зимняя морозная ночь.

Как красиво! – воскликнула Соль. Такой блестящий, белый снег, очень на меня похож.

По какой дорожке мне пойти? Соль выбрала ровную ледяную. По такой дороге идти ведь легче. Она спрыгнула с порога и пошла. Сначала всё, и, правда, было хорошо, она шла легко и быстро. Но потом, почему-то, Соль начала проваливаться! Она то и дело спотыкалась, проваливаясь в непонятно откуда бравшуюся воду.

Да что со мной? – воскликнула ничего не понимающая Соль.

Колдовство какое-то.

И никакого тут колдовства нет. Глупости! – возмутился Снеговик, мимо которого Соль как раз проходила.

А откуда тогда берётся вода? Её же только что не было? И почему у меня под ногами, - всхлипнула Соль.

Всё правильно, - произнёс Снеговик, - ведь соль заставляет лёд таять.

Как?

А вот как. Когда ты, Соль, наступаешь на лёд, то от толчка лёд немного разогревается. Совсем немного, но этого хватает, чтобы чуть-чуть льда растаяло, и образовалась лужица.

Что же мне делать? Значит, в поход дальше идти нельзя? – совсем расстроилась Соль.

Солью у нас утром дворники часто лёд посыпают, чтобы людям было не скользко ходить – сказал Снеговик.

От сознания того, что таяние льда кому-то может быть полезно, порадовало Соль. Она улыбнулась и перестала всхлипывать, подумав при этом, что прогулка ночью по улице ей, собственно, и не очень-то нужна.

Возвращайтесь-ка вы домой. Ты нужна людям. Если соль не найдут утром на кухонном столе, все очень расстроятся, несолёный суп – это невкусно.

Ты прав, прав, конечно, - согласилась Соль.

Соль побежала по дорожке назад, - Я придумала, теперь я отправлюсь путешествовать по дому!

Снеговик засмеялся, провожая Соль взглядом.

- Так и живет соль в каждом доме. Соль везде: в море, в хлебе, в нашем теле, на обеденном и лабораторном столе. Соль-символ добра и дружбы.

Сейчас я предлагаю вам узнать об удивительных свойствах соли.

Производится соль в разных видах: неочищенная (каменная), очищенная (поваренная), морская.

Поваренную соль добывают в соляных озерах и морях. Внимание на экран. (слайд).

Каменную (неочищенную) соль добывают в соляных шахтах. Шахтеры выпиливают блоки, которые потом разбивают на куски, грузят в вагоны и на специальных поездах вывозят наверх . (Слайд)

- Ребята, как вы думайте, где применяется соль? (ответы детей)

Соль просто необходима для жизни человека, её употребляют в пищу, консервируют овощи для длительного хранения. (Слайд)

Соль применяют в медицине. С ее помощью люди лечат различные заболевания. (Слайд)

Существуют огромные соляные пещеры, куда ходят люди дышать соленым воздухом, чтобы вылечить органы дыхания. Посмотрите, как красиво в этой пещере, она вся сверкает и переливается. (Слайд).

Также соль используют в косметологии, добавляют в маски, соляные ванны. (Слайд).

На улице для безопасности человека, посыпают солью лёд. (Слайд).

Соль используется для подкормки животных. Оказывается, животным тоже нужна соль, и они ее очень любят облизывать. Поэтому ее так и называют – соль-лизунец. (Слайд).

Ребята, но соль не только полезное ископаемое, она может и нанести вред человеку. (Слайд)

Как вы думаете какой? (ответы детей) Большое употребление соли вредит организму, избыток соли в почве вредит растениям. (Слайд).

А теперь, ребята, приглашаю вас пройти в лабораторию и провести опыты с солью, как настоящие ученые-исследователи. А что такое лаборатория? (ответы детей) это помещение, где проводят опыты. Проходите.

В нашей лаборатории есть правило:

При работе с солью надо соблюдать правила безопасности- не трогать руками глаза.

Опыт №1. Соль белая, без запаха, сыпучая, состоит из кристаллов

- Скажите, какого цвета соль? (ответы детей)

- Определим, имеет ли соль запах. Поднесите к себе тарелку и понюхайте. (ответы детей)

Но если в неё добавить йод, появляется запах. Понюхайте, чем она пахнет? (ответы детей)

- Наберите полную ложку соли и переверните её. Что мы определили? (ответы детей)

- Возьмите пинцетом кристалл соли, положите на черный картон и рассмотрите его под лупой (дети рассматривают)

- Надавим на соль сухой ложкой. Что мы услышали? (ответы детей)
- При надавливании кристаллы трутся друг о друга, мы слышим хруст.

- Подойдите к микроскопам, рассмотрите кристаллы соли. (Вывод).

Опыт №2. Соль топит лед и снег.

- Посыпьте солью снег и лед на тарелках, вернемся к ним через несколько минут.

Опыт №3. Соль растворяется в воде. Соленая вода выталкивает предметы

- Размешайте в стакане 6 ложек соли. Что мы определили? (ответы детей)

- Налейте в другой стакан пресную воду. Опустите яйцо стакан, яйцо утонуло. Опустите яйцо в стакан с соленой водой, яйцо не тонет. Что мы определили? (ответы детей) Соленая вода выталкивает предметы В море вода соленая, поэтому там легко плавать. (слайд)

- Вернемся к опыту соль, снег и лед. Что произошло? (ответы детей)

Предлагаю вам сделать Пальчиковую гимнастику


Пальчики.
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.

Раз – два – три – четыре – пять,
Не сидится им опять.
Постучали, повертели,
И работать захотели.

Вернемся в нашу лабораторию

Опыт №5. (Соль впитывает воду, её можно красить.)

В. Выберите листочки картона, обведите клеем контур картинки. Посыпьте сверху солью. Лишнюю соль стряхните на поднос. Наберите в пипетку краску и капните на контур картинки. Получились яркие рисунки.

В . Что мы определили? (ответы детей)

(Дети проходят к столу и рассматривают баночки с морской солью).

Морская соль. Морская соль добывается из моря. В состав морской соли входит большое количество полезных минералов.

- Люди научились окрашивать морскую соль, добавляя в неё разные вещества. Соль с ромашкой, лавандой, крапивой, морскими водорослями. Есть такую соль нельзя, но принимать с такой солью ванны приятно и полезно.

(Дети проходят за столы)

- Цветную соль можно использовать и для украшения дома.

Нужно насыпать соль в банку слоями с помощью воронки, банку при этом немного поворачивать.

(дети выполняют работу)

- Получились красивые «Насыпушки» для украшения нашей группы.

Вывод:

- Ребята, что нового вы сегодня узнали. Что понравилось? Мне понравилось, как вы сегодня с интересом работали в лаборатории, соблюдали правила. Вы молодцы.


МКДОУ №8 «Солнышко» Барабинсокого района Новосибирской области

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие капельки»

Воспитатель

Рымша Наталья Викторовна

Задачи:

1.уточнить и дополнить знания детей о предметах для умывания, способствовать развитию связной речи детей.

2.закрепить знания детей о животных и птицах живущих в воде и на суше.

3. формировать у детей навыки экспериментирования; формировать умение делать простейшие выводы, развивать наблюдательность.

4. воспитывать у детей отзывчивость и доброту, желание помогать другим.

Ход занятия

Воспитатель: Встанем мы в кружочек дружно, поздороваться нам нужно. Говорю тебе привет, улыбнись скорей в ответ. Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.
Ребята, что это такое? (Звучит музыка, шум дождя)

Дети: Пошел дождик

Воспитатель: А когда идет дождик, что мы должны сделать?

Дети: Спрятаться под зонтом

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пока мы прятались под зонтиком. Прошел дождик и оставил нам, а кто это?

Дети: Капелька

Воспитатель : Дождик оставил нам капельку, потому, что она не знает, зачем нужна вода?

Дети: Умываться, пить, цветы поливать и т.д.

Воспитатель: Правильно. А сейчас я хочу вам рассказать историю про Мишку, который проснулся после зимней спячки.

«История про мишку»

Утром звери просыпались,

Чисто звери умывались.

Лишь Медведь не умывался,

Неумытым он остался.

А неумытым он остался, потому, чтоМишказабыл, какие предметы нужны для умывания. Ребята, у меня на столе много картинок давайте выберем те картинки, которые помогут Мишке умыться. И покажем мишке, как с вами умываемся мы (проводится пальчиковая игра)

П.и. «Водичка, водичка»

Мишка: Спасибо, ребята. Вот теперь я буду сам.

Умываться по утрам!

Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то кричит?(крик уток) Кто это? посмотрите, а что это перед нами

Дети: Озеро.

Воспитатель: Правильно озеро, но в нем никого нет. Нам с вами нужно взять тех животных, птиц которые живут в воде и любят плавать.И опустить их в озеро(лягушата, рыбки, утята). Посмотрите, как стали плавать, резвиться рыбки. Давайте и мы с вами поиграем с рыбками.

П.и. «Рыбки весело плескались»

Рыбка плавает в водице

Рыбке весело нырять

Рыбка, рыбка озорница, мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула, крошку хлебную взяла

Рыбка хвостиком махнула

Быстро, быстро уплыла.

Воспитатель: Вот поиграли мы с рыбками. А вы слышите кто – то плачет?(звучит плач ребенка)

Дети: Девочка.

Воспитатель: А давайте спросим, что случилось?

Девочка: Меня зовут Таня, я играла с мячом и уронила его в воду.

Воспитатель: Не расстраивайся Таня, мысейчас тебе покажем, тонет мяч в водичке или нет?Далее экспериментируют, показывают, что мяч в тазике с водой не тонет, а если опустить машинку она утонет.

Воспитатель: Утонул, дети мяч или нет?

Дети: Нет

Воспитатель: А что происходит с мячом?

Дети: Мяч плавает

Воспитатель: А еще Таня Мы хотим рассказать стих-е, про девочку, которая тоже уронила в речку мячик.

Дети рассказывают стих-е А. Барто «Наша Таня»

Воспитатель: Не плачь Таня, тебе обязательно достанут мяч. Дети, а капелька говорит, что ей пора к себе домой на тучку.

Капелька: А вы мне ребята поможете? Позовете дождик?

Воспитатель: Конечно, мы с ребятами позовем дождик, и он возьмет тебя с собой.

Дети: Рассказывают пальчиковые игры

Пальчиковая игра№1

Дождик, дождик
Кап-кап-кап!
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять -
Мы промочим ножки

Пальчиковая игра№2

Дождик, дождик, веселей! – Руки вверх, потрясти
Капай, капай, не жалей! – Смахивать с пальчиков капельки
Только нас не замочи! – Грозят пальчиком
Зря в окошко не стучи. – Стучат кулачками

(Звучит музыка, шум дождя) Капелька исчезает.

Посмотрите, дождик забрал капельку на тучку к друзьям, но она оставила вам подарки.

РЕФЛЕКСИЯ

Что мы сегодня делали?

Для чего мы это делали? Кому мы это можем рассказать?

Мне понравилось, как вы сегодня работали.

Воспитатель раздает сладости детям.

Редькина Татьяна Павловна

Воспитатель, МАДОУ "Детский сад №65", Сыктывкар, Республика Коми

Редькина Т.П. Опытно-исследовательская деятельность детей подготовительной группы в процессе НОД (экология) // Совушка. 2017. N3(9)..02.2020).

Заказ № 36491

В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, O.Л Князева).

Реализуя программу «Радуга» (Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др), я столкнулась с противоречием. Одной из задач является задача формирование самостоятельности, целеустремленности у детей, умение ставить перед собой задачу и добиться ее решения. Но задача не связана с исследовательскими методами обучения. Ее реализация основана на репродуктивных, объяснительно-иллюстративных методах обучения. В программе С.Н. Николаевой «Юный эколог» тоже, по моему мнению, не хватает исследовательской деятельности. Большинство рекомендованных занятий построены на основе беседы.

Поэтому в своей работе я активно использую исследовательский метод. Исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Следует подчеркнуть, что именно в дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления, становление познавательных интересов, развитие продуктивной и творческой деятельности, расширение взаимодействия. Экспериментирование является основным видом ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности. И неслучайно в работах многих отечественных педагогов Н.Н. Поддьякова (1995 год), А.П. Усовой, Е.Л. Панько говорится, что именно экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь решать такие сложные задачи как:

Уметь видеть проблему и ставить вопросы;

Уметь доказывать;

Делать выводы;

Высказывать предположения и строить планы по их проверке.

Именно исследовательский метод является одним из основных методов, который помогает дошкольнику решить выше обозначенные задачи. Ведь экспериментирование включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. То есть детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников и наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы.

Поэтому я разработала систему опытно-экспериментальной деятельности на занятиях экологии.

Система опытно-экспериментальной деятельности на занятиях экологии. подготовительная группа

Тема

Тема деятельности

Цель деятельности

Описание

«Планета Земля в опасности»

«Глобус своими руками»

Создать с детьми глобус для работы с ним в течение года.

Моделирование планеты (папье-маше), с частями суши, рельефом. Описание в методике работы с детьми (2,с. 10)

«Обитатели нашего уголка природы».

«Растения пьют»

Показать детям жизнедеятельность растений (потребление воды).

В стаканчик с подкрашенной водой ставится черенок цветущего растения (с белыми цветами, лучше бальзамин - у него быстрое всасывание жидкости). Цветок растения окрасится в цвет красителя воды.

Почему цветок окрасился? (растение «пьет», разносит воду по всем частям)

«Влаголюбивые и засухоустойчи-

вые комнатные растения».

«Влаголюбивые и засухоустойчи-

Показать приспособленность растений к условиям обитания в местах с повышенной и пониженной влажностью; способы накапливания, сбережения влаги и наоборот.

Обломить несколько черенков или отдельных листьев (засухоустойчивых: толстянка, алоэ, влаголюбивых: бальзамин, лист бегонии) и проследить изменения. Влаголюбивые подвянут. Почему? У них широкие листья с тонкой покрывающей кожицей, которые активно испаряют влагу. А засухоустойчивые остались неизменны. Они накапливают воду в стеблях и листьях, листья покрыты толстой кожицей, чтоб снизить испарение влаги, а кактусы редуцировали листья в иглы, чтоб сохранить накопленную в стволе влагу.

«Почему белые медведи не живут в лесу?»

«А белый ли белый медведь? И почему белый медведь не мерзнет»

Показать как прозрачные волоски шерсти образуют белый мех медведя.

Накануне занятия следует провести опыт «Какая поверхность сильнее нагревается: белая или черная?».

Рассмотреть через мультимедийный пректор фото кожи медведя - она черного цвета.

Чтоб лучше нагревалась. Но ведь она под белым мехом, а белый цвет отталкивает солнечные лучи. Рассмотреть фото шерстинок белого медведя - они прозрачные.

Так почему шкура медведя белая? Проследить как меняется цвет силуэта «чернокожего» медведя при накладывании на него несколько слоев прозрачной полиэтиленовой пленки. Медведь стал белым и незаметным на снегу, а прозрачные шерстинки пропускают солнечные лучи к темной коже медведя, и согревают его в лютые морозы.

«Беседа об осени»

«Почему листья осенью желтеют»

Показать детям зависимость выработки хлорофилла растениями от продолжительности светового дня.

Этот опыт надо начинать примерно за неделю. Чтоб на занятии был уже результат. Растение поставить в темный шкаф и выставлять на постоянное место на пару часов, или прикрыть фотопленкой один лист и никуда растение не убирать (это более гуманно к живому объекту). Хлорофилл вырабатывается только на свету. Нет света - лист желтеет (желтый пигмент в растениях есть всегда).

«Знакомство с лягушками и их жизнью в естественных условиях»

«Почему глаза и ноздри лягушки находятся на одном уровне»

Показать приспособленность лягушки находиться в двух средах обитания одновременно.

Предложить детям погрузить резиновые игрушки-лягушки в воду, чтоб на поверхности были только ноздри и глаза. Показать на мультимедийном проекторе фото такой позы лягушки.

Зачем лягушке такая особенность?

Чтоб их кожа не пересыхала на солнце, чтоб их не было видно сухопутным хищникам, а сами лягушки видели все вокруг и могли бы дышать воздухом. Предложить то же проделать с игрушкой зайца, волка…

У каких животных есть такая особенность? (бегемот, крокодил) Почему?

«Как видит лягушка»

Показать особенности зрения лягушек.

Привязать к указке леску к концу лески привязать пластмассовую муху, но детям не показывать, что на конце лески. Махнуть перед детьми указкой с мухой.

Увидели, что было на конце лески? (нет). Посадить «муху» на стол. - Разглядели кто это?

Лягушка видит все наоборот. Движущие предметы хорошо, а неподвижные вообще не видит. Неподвижные предметы она не видит, потому что те не опасны и не съедобны

«Сравнение рыб и лягушек».

«Как видят рыбы»

Показать особенности зрения рыб, приспособленность к среде обитания; зависимость развития разных органов чувств от глубины обитания и степени прозрачности воды.

Небольшими группами сесть вокруг прозрачных емкостей (можно 3-литровые банки), наполненных прозрачной водой. Посмотреть друг на друга, приблизившись близко к емкостям.

Хорошо видно друг друга? (да). Потом посмотреть отодвинувшись на расстоянии.

Хорошо видно друг друга? (плохо)

Так и рыбы видят - они близоруки.

Влить молоко в емкости с водой и посмотреть через мутную воду.

Хорошо видно? (ничего невидно).

Как же рыбы ориентируются в мутной, темной, придонной воде?

Показать на мультимедийном проекторе боковую линию рыб и донных рыб с усиками (сомы, налимы)

«Беседа о кроте»

«Как видит крот»

Показать приспособленность крота к подземному образу жизни.

Рассмотреть на фотографии глаза крота. Глаза есть, но срослись веки. Предложить детям одеть очки с непрозрачной пленкой (превратиться в крота).

Посмотрите друг на друга, хорошо видите? (ничего не видно)

А теперь посмотрите на лампы и поводите рукой перед глазами. Что видите? (тени от руки). Почему крот так видит? (зрение под землей, в полной темноте не нужно).

«Почему мех крота ложится в разных направлениях»

Взять кусочек натурального меха (крот) и просунуть его сквозь трубочку (туннель норы) по росту шерсти и против.

Как легче «кроту» было проходить по туннелю? (по росту шерсти)

Почему у крота шерсть ложится в разных направлениях? (чтоб крот не застревал в норе, мог легко передвигаться как вперед, так и назад).

«Слепые землекопы»

Проект «Слепые землекопы»

Показать разнообразие животных, приспособленных к жизни под землей.

Презентация «Слепые землекопы»

«Что мы знаем о птицах?»

«Как видят птицы»

Показать зависимость расположения глаз от типа питания.

Предложить детям встать, ведь голубь летает высоко. -Где расположены глаза? (по бокам) - Поверните голову вправо, как можно дальше, поводите глазами посмотрите. Запомните, что вы видите. Вот сколько голубь видит правым глазом. А теперь поверните голову влево. Левый глаз оказался на боку. Посмотрите, сколько птица видит левым глазом. Много видит голубь? (все вокруг себя)

А теперь посмотрите на сову. У нее так же расположены глаза? (прямо) Почему у голубя по бокам, а у совы прямо? (голубю надо видеть хищника, дорогу для спасения, а сова нацелена на жертву перед собой). Предложить определить по фотографиям птиц хищных и жертв.(беркут, синица или др, с четко выраженным направлением взгляда). Примечание: у зверей четко выражено направление глаз (кошки - мыши, тигры - антилопы, волки - зайцы).

«Полет листа бумаги»

Показать важность площади опоры о воздух для полета.

Предложить детям взять два листа бумаги, один скомкать в шарик и опустить их одновременно с высоты поднятых рук.

Какой лист упал раньше? (скомканный) - Почему?

Расправленный лист легкий и широкий, опирается о воздух, поэтому может немного планировать. Провести аналогию с расправленным крылом птицы.

«Сохраним елку - красавицу!»»

«Елочки - школьницы»

Показать сколько елок вырубается на праздник.

Для начала провести аналогию с человеческим возрастом. Елочки до 10 лет называются школьницами. Предложить посчитать сколько елочек срубят для семей детей, посещающих группу, две группы, весь детский сад, 3 детских сада поселка? Число огромно и очень поражает детей.

«Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу»

«Маскировка»

Уточнить приспособительные особенности животных.

Моделирование маскировки. Описание в методике работы с детьми (2, с. 64)

«Этажи леса»

Показать, что все животные занимают свою пищевую нишу в лесу. И никто никому не мешает.

Моделирование этажей леса. Описание в методике работы с детьми (2, с. 64)

«Волк и лиса - лесные хищники»

«Чьи ноги быстрее»

Показать, как особенность внешнего вида влияет на способ добычи пищи.

Моделирование при помощи «ног - циркулей». Описание в методике работы с детьми (2 . с. 72) Лучше приготовить на каждого ребенка или комплект на двоих.

Подвижная игра «Поймаем зайца»

Объяснить, почему волки зимой сбиваются в стаи.

Лето - один ребенок «волк» догоняет ребенка «зайца». Зима - этот же ребенок, но с одетой резинкой на уровне икр (моделирование затрудненного бега по снегу) догоняет зайца (заяц гораздо легче волка и не проваливается глубоко в снег, поэтому ноги свободные). Догнать не получается. На помощь позвать еще несколько детей. «Стая» зайца загоняет в кольцо. Вывод: одному волку в лесу не выжить, а стае проще прокормиться.

«Лес в жизни человека»

«Как появился рисунок на поверхности деревянной мебели»

Показать как образуется текстурный рисунок на деревянных поверхностях.

Раскатать два разных по цвету пласта пластилина, наложить друг на друга и закатать в рулет. Стекой, смоченной водой разрезать рулет под разными углами. Целесообразно перед этой работой показать детям прямые срезы деревьев, с четким рисунком годовых колец.

«Заповедные места и памятники природы»

Сюжетная игра «Некультурные туристы»

Показать, как активно исчезают экземпляры флоры и фауны из природы из-за экологической неграмотности людей.

Разложить фотографии цветов и пригласить на «экскурсию» детей - «некультурных туристов», которые «сорвали» всего по одному цветочку. Сколько исчезло и не дало потомство цветов? Такую же игру можно провести и с насекомыми, раковинами и др. объектами природы.

«Кому нужна вода?»

«Капля за каплей»

Показать сколько воды теряется из-за подтекания кранов.

Начать занятие в умывальной, обратив внимание на капающий кран. - Много в капельке воды? Много воды уходит в канализацию из капающего крана?

Предложить поставить емкость под капающий кран и проверить в конце занятия, сколько воды накапало. Можно для убедительности сделать несколько отметок в течение дня.

«Обитатели водоёма»

Фото-загадки «Животное водоема»

Закрепление умений определять по внешнему виду представителей различных экосистем.

Посмотрев на фотографии незнакомых животных определить по внешнему виду и выбрать тех, которые приспособлены к обитанию в воде (выхухоль, утконос, калан, болотная черепаха, тритон и др.все зависит от знаний детей).

«Что живет в воде, что растет в воде»

«Почему завяла валлиснерия»

Показать детям полную зависимость от воды водных растений.

Отщипнуть лист валлиснерии (можно любого водного растения). Она буквально на глазах начинает вянуть.

«Почему ива плачет»

Показать детям гуттацию (от лат. gutta — капля, выделение листьями растений капельножидкой воды) ивы

В емкость с водой положить шерстяные мокрые и отжатые нитки «стебли ивы», так чтоб нитки свисали из емкости. Через несколько секунд с них начинает капать вода.

Ива - одно из немногих древесных растений, способных к гуттации, Происходит, когда корнями поглощается воды больше, чем испаряется листьями.

Праздник «Земля, с днём рождения тебя!»

В рамках праздника проведение различных акций: «Вторая жизнь бутылки»; «Чистый двор»; «Чистая группа» и др.

«Зелёная служба Айболита - весенний уход за комнатными растениями»

Показать способы размножения растений, виды корневой системы.

Посадка и пересадка комнатных растений.

Литература:

  1. Николаева С.Н. Программа экологического воспитания дошкольников «Юный эколог»
  2. Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. М.: Новая школа, 1995.
  3. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. М.: Сфера, 2005.

МБДОУ ЦРР "Колокольчик", Республика Саха (Якутия), Ленский район,

п.Витим

Воспитатель

НОД по исследовательской деятельности.

Конспект занятия по исследовательской деятельности детей средней группы

Тема: Вода

Интеграция образовательных областей: «Познание» (Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей, «Коммуникация», «Социализация».

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская

Цель: Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, знакомить с ее свойствами.

Задачи:

1. Закрепить знания детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение ее для всего живого.

2. Развивать исследовательскую деятельность детей, любознательность, мышление и речь детей: ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.

3. Воспитывать бережное отношение к воде, взаимопомощь, сочувствие.

4.Привлечении родителей к участию в исследовательской деятельности детей.

Методы и приемы :

Наглядный (схемы, слайды)

Предварительная работа :

Наблюдение за дождём, лужами, ручейками, росой, облаками, туманом, инеем, за снегом, сосульками, морозными узорами на окне.

Чтение рассказов. Слушание разных вариантов музыкальных произведений, отражающих поведение воды.

Подборка слайдов «Кому нужна вода»;

Работа с родителями (изготовление презентаций);

Опыты (превращение снега в воду, воды в лед, изменение цвета и вкуса воды, запаха)

Беседы на тему: «Где можно встретить воду?», «Кто живет в воде?», «Зачем воду пьют?»

Материал :

Эмблемы «Помыл руки, не забудь плотно закрыть кран»;

Символы, обозначающие свойства воды.

Ход занятия:

Ребята, в наш детский сад пришло письмо, адресовано оно нашей группе «Супер деткам»

Давайте прочитаем:.

Дорогие ребята, мы знаем, что вы занимаетесь исследованиями. Помогите разобраться. В лесу была речка. Текла себе, текла. Мы ею любовались, мы в ней купались, рыбу ловили. А теперь с ней что- то случилось. Она перестала течь и стала твердая-твердая и холодная, как камень. Мы очень переживаем.. Вы нам поможете?

Ну, что поможем жителям леса разобраться в сложившейся ситуации?

Воспитатель: Да, ребята, большая беда приключилась. Ведь без воды ни как нельзя. Ведь вода всем нужна

Просмотр слайдов «Кому нужна вода?»

(на проекторе появляется замерзшая речка)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что случилось с их речкой? Кто - нибудь догадался, что произошло?

Дети: Да, она замерзла.

Воспитатель: Правильно, она замерзла и стала твердая, как камень. Кто- нибудь знает, почему это случилось?

Дети: На улице зима.

Воспитатель: А зимой, что происходит с водой?

Дети: Вода, река замерзает.

Воспитатель: Правильно, конечно же речка просто замерзла. , Придет весна, ярко засветит солнышко и речка опять зажурчит и потечет. Но лесовичкам сейчас нужно пить. То же нам делать?

(Ответы детей)

Молодцы, ребята. А еще в речке можно сделать прорубь и оттуда брать воду. А еще в прорубе можно ловить рыбу (на проекторе показывается прорубь).

Воспитатель: , А что мы еще знаем о воде?

Рассказы детей сопровождаются показам фотографий с опытом на проекторе.

1 ребенок.

Вода - это жидкость. Она течет, ее можно налить во что - нибудь: в стакан, ведро, лейку. Ее можно перелить из одного сосуда в другой.

Воспитатель: Спасибо, правильно. А для того, чтобы, ты, гномик, и, ребята, лучше это запомнили, я приготовила вот такой символ.

2 ребенок .

Вода - бесцветная.

Если в стакан с водой положить какой - нибудь предмет, то мы его сможем увидеть. А если в стакан с водой добавить краску, то она окрасится и предмет мы уже не увидим.

Воспитатель: Правильно, вода может менять цвет в зависимости от того, что в нее добавили.

3 ребенок .

Вода не имеет вкуса.

Если в нее добавить соль, то вода будет соленая, если добавить сахар, то вода будет сладкая.

Воспитатель: Спасибо, правильно. Оказывается вода может принимать вкус того вещества, которое в нее добавили.

4 ребенок.

Вода не имеет запаха.

5 ребенок .

Вода может принимать разную форму. Если воду поставить в морозилку, то она превратится в лед.

воспитатель Сколько интересного вы рассказали о воде, но как же нам все можно записать?

(Ответы детей).

Никита расскажи нам по символам все, что мы говорили о воде.

Воспитатель: Давайте поиграем в ручеек и озеро. Как только зазвучит музыка вы «превратитесь в ручеёк» - (колонной, руки на плечах у впереди идущего ребенка.) Как музыка затихнет, образуем озеро. (дети в кругу)

Дорогие мои исследователи, скажите где можно встретить воду на нашей красавице планете?

Ответы детей

Воспитатель: , воды на планете очень много. Но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают очень много сил. И мы все должны беречь воду и не засорять ее! Что мы можем для этого сделать? Как нам можно беречь воду. Экономно расходовать- крепко закрывать кран, после того как помылись.

Воспитатель: Ребята, а давайте мы у себя в умывальной комнате повесим памятку? Согласны?

Воспитатель: Как вы считаете, мы справились с заданием? Да! Ведь н зря мы с вами занимаемся исследованиями. Мы мо-ло-дцы!!! И заслужили угощение- мороженое (замороженный фруктовый сок)