Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Доброты. Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Забавные приключения белки, зайца и лисы Воспитатель и дети отвечают

Конспект итогового НОД в старшей группе по речевому развитию «Спасение весны»

Цель: проверить знания детей по развитию речи посредством кейс- игры.

Задачи:

Образовательные:

  • уметь называть обобщающее значение слов;
  • закреплять умение называть противоречивые свойства явлений;
  • уметь составлять сложноподчиненные предложения;
  • закреплять умение согласовывать количественные числительные с существительные;
  • уметь правильно употреблять существительные множественного числа в винительном падеже;
  • уметь подбирать противоположные слова по смыслу(антонимы);
  • продолжать формировать навыки составления распространенного предложения;
  • уметь подбирать эпитеты к существительным;
  • закреплять умение определять место звука в слове (начало, середина, конец);
  • уметь разрешать поочередно определенные задачи.

Развивающие:

  • развивать желание выполнять различные игровые задания; помогать сказочным персонажам, преодолевая препятствия;
  • развивать связную речь, фонематический слух, словесно-логическое мышление, грамматический строй речи, словесно-логическое мышление, мыслительную активность;
  • развивать социально – коммуникативные качества посредством решения общих задач сообща;

Воспитательные:

  • воспитывать у детей интерес к занятию, эмпатию, прививать доброжелательное отношение к сказочным героям.
  • воспитывать уверенность при преодолении трудностей для достижения поставленной цели;
  • воспитывать уважение друг к другу на занятии, желание выслушивать ответы товарищей, не перебивая и не мешая другим;
  • создать благоприятный эмоциональный настрой у детей.

Методические приёмы: мотивация, игровая ситуация, использование наглядности, речевые игры, подведение итогов.

Материалы и оборудование: мобильный телефон, «Весенний хоровод» — музыка и слова С. Насауленко, гимнастические палки 4 штуки, карточки с заданиями, шкатулка, обруч, плоскостные цветы, корзинка,бубен,

музыкальный центр,USB флеш-накопитель, картины сюжетные про весну,

подзорная труба, микрофон.

Ход НОД

Организационный момент

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как ярко и ласково светит солнце в окошко, давайте возьмемся за руки почувствуем себя маленькой частичкой природы.

Дети встают в круг и берутся за руки.

День весенний наступил,

Солнце светит ярко.

За руки возьмемся мы

Дружные ребятки.

Основная часть (введение в тему)

«Здравствуйте, это злодеи! Не ждите,дети Весну, мы ее похитили. Если выполните все задания, Весна вернется».

Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь Весне спастись?

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто похитил Весну?

Воспитатель: Дети, а если Весну не выпустят из плена, что тогда произойдет? Что предпримем для освобождения Весны?

Воспитатель показывает шкатулку.

Воспитатель: Вот эту шкатулку нам передали от злодеев, в ней находятся задания.

Воспитатель достает 1 задание.

Игра“Назови общим словом ”.

Дети называют обобщающие слова по темам: продукты, профессии, овощи, домашние птицы, перелетные птицы, зимующие птицы, посуда, деревья, дикие животные, домашние животные, мебель, наземный транспорт,воздушный транспорт, водный транспорт, головные уборы, обувь, одежда, инструменты.

Надо назвать общее слово и пройти по «волшебной дорожке».(Дорожка выложена из гимнастический палок).

Воспитатель достает 2 задание.

Игра“Хорошо — плохо”.

Рассказать о том, что хорошего в весне,и что плохого со словами потому что.

Воспитатель достает 3задание.

Игра «Посчитай и скажи со словом один. два, пять»

Ручей,облако,грач,проталина,подснежник,солнце,верба,одуванчик,лужа.кораблик.

Дети говорят ответ и пролазят в обруч.

Воспитатель достает 4задание.

Игра»Придумайте предложение о весне по картине»

Дети должны составить простое, распространенное предложение о весне.

Музыкальная пауза

Воспитатель: Давайте споем для весны, чтобы она к нам побыстрей вернулась.

Дети исполняют «Весенний хоровод» С. Насауленко.

Воспитатель достает 5задание.

Игра» Наоборот»

Дети называют слова-антонимы. передавая друг другу бубен и ударяя в него после ответа.

Воспитатель достает 6задание.

Игра «Красивые слова»

Воспитатель: Небо какое? Весна какая? Дождь какой? Трава какая Солнце какое?

Дети называют слова эпитеты к существительным. и кладут плоскостные цветы в корзинку.

Воспитатель достает 7задание.

Игра «Назови первый,средний и последний звук в слове»

Весна, лужа, май, апрель облако, трава, проталина, подснежник, скворец, капель, март, ветер, луч, сосульки.

Воспитатель достает 8задание.

Игра»Кого, что вижу?»

Воспитатель: Надо назвать кого, что вы видите про большое количество предметов.

Береза(березы),скворец(скворцов),облако(облака),грач(грачей),ручей(ручьи),девочка(девочек),туча(тучи),мальчик(мальчиков).

Дети смотрят в подзорную трубу и говорят ответ.

Воспитатель: Ребята, послушайте, только что от Весны поступило голосовое сообщение.

«Спасибо вам большое ребята, за то, что вы спасли меня, выходите быстрей на улицу. я вас там жду с нетерпением».

Рефлексия

Игра»Журналист» (дети отвечают в микрофон)

Воспитатель: Тяжело ли вам было выполнять задания? Зачем мы выполняли все задания? За что вы можете похвалить себя? Ребята, вы старались, выполнили все задания и освободили весну.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по ФГОС.

Должность: воспитатель
Место работы: МАДОУ «Детский сад № 72 «Мир детства»
Месторасположение: город Новосибирск

Михеева Ольга Владимировна, воспитатель МАБДОУ детский сад №2 г.Балаково.

Описание материала: предлагаемый мною конспект НОД по развитию для детей старшей группы 5-6 лет речи по теме: «Бабушкина деревня». Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы. Это конспект комплексного занятия по развитию речи, направленного на активизацию словаря и совершенствование грамматического строя речи.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему: «Бабушкина деревня».

Интеграция образовательных областей: «Социализация»,«Коммуникация», «Познание» (формирование целостной картины мира), «Художественное творчество», «Физическая культура», «Развитие речи».

Цели: активизация словаря по теме «Домашние животные». Развитие связной речи. Совершенствование грамматического строя речи. Развитие фонематического слуха. Воспитание любви к домашним животным.

Задачи:

Образовательные: формировать представление о домашних животных.

Развивающие: развивать наблюдательность, внимание, память, эмоциональную отзывчивость, умение создавать сюжетную композицию. Развивать интерес к пословицам и поговоркам.

Речевые: развивать связную речь, обогащать словарь детей, развивать умение поддерживать беседу и высказывать свою точку зрения, составлять описательный рассказ по картине.

Воспитательные: воспитывать интерес, доброе отношение к домашним животным, желание заботиться о них.

Демонстрационный материал: фотография бабушки, фотография внучки Маши, посылка, картинки с изображением домашних животных в конверте, загадки о них. Муляжи овощей, 2 корзинки. Аудиозапись: голоса домашних животных. Плоскостное изображение «хлев». Магнитная доска. Картина, опорные картинки к картине.

Предварительная работа: знакомство с пословицами, поговорками, разучивание стихотворения А. Барто «Игра в стадо», рассматривание опорных картинок.

Ход НОД.

Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какой хороший сегодня день. Улыбнитесь, как кот на солнце, а теперь как хитрая лиса, а сейчас как будто вам подарили маленького щенка, улыбнитесь от всей души.

Дети : выполняют движения.

Воспитатель: Ребята, утром нам принесли посылку от бабушки Тани. Она прислала нам свою фотографию и письмо. Послушайте, что она пишет: «Дорогие ребята! У меня есть внучка Маша. Она сейчас очень далеко и не может ко мне приехать. Но она очень хочет знать, как я живу в деревне, чем занимаюсь, с кем дружу. Я уже не очень хорошо вижу и не могу ей обо все написать. Помогите мне, пожалуйста, рассказать внучке о моей жизни. Я надеюсь, что вы много интересного знаете и можете мне помочь. Большое спасибо вам. Бабушка Таня».

Ребята! Поможем бабушке Тане?

Дети: Поможем.

Воспитатель: ребята, бабушка Таня живет в деревне, в своем доме и много трудится. А вы знаете пословицы и поговорки о труде?

Дети:

· Кончил дело - гуляй смело.

· Терпенье и труд все перетрут.

· Мала пчелка, да и та работает.

· Усердная мышь и доску прогрызет.

Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Узнай по голосу» (звучит аудиозапись «Голоса домашних животных»). У бабушки Тани много верных друзей, она за ними ухаживает, да и друзья в долгу не остаются. Хотите услышать, кто это?

Дети: Хотим.

Воспитатель: они спрятались в домике, который называется «хлев». Послушайте внимательно и угадайте, кто в нем живет.

Дети: Я услышал, как мычит корова и хрюкает поросенок. А я услышал, как ржет лошадь и блеет овца.

Воспитатель: Ребята, скажите, как называется дом для животных в деревне?

Воспитатель достает из-за «хлева» картинки с изображением тех животных, которых дети называли по очереди. О тех животных, голоса которых дети не узнали, воспитатель загадывает загадки и выставляет картинки на магнитную доску. Молодцы, ребята, вы все отгадали, а теперь расскажем Маше, какие животные живут в деревне (ответы детей).

Речевая игра: «Какой, какая, какие?»

На магнитную доску крепятся картинки с домашними животными. Кто это?

Какая она? А это кто? Какая она?

Воспитатель: ребята, кто желает описать картинку? (дети по очереди подходят к магнитной доске, берут картинку, рассматривают ее, показывают всем детям и рассказывают о том, кто на ней изображен).

Дети: Это корова. Она большая, рыжая, с черными пятнами, умная, дойная, рогатая.

Это собака. Маленькая, коричневая, умная, пушистая, добрая.

Это коза - маленькая, белая, рогатая, бородатая, бодливая.

Это кошка - маленькая, пушистая, ласковая, усатая, полосатая.

Один ребенок описывает, остальные добавляют.

Воспитатель: ребята, рассмотрите картинки. Как можно назвать одним словом этих животных? Какие они для людей?

Дети: Это домашние животные. Нужные, полезные, добрые.

Воспитатель: ребята, вы хотите со мной поиграть? Я знаю веселую игру с пальчиками. Повторяйте за мной:

Раз, два три, четыре, пять - вышла свинка погулять. Землю рыла пятачком, поднимала хвост крючком. Гуляла, гуляла, наконец, устала.

Раз, два три, четыре, пять - пошла свинка отдыхать.

Воспитатель: А еще у бабушки Тани есть большой огород. Что же растет в огороде?

Дети: в огороде растут овощи.

Воспитатель: бабушка Таня прислала нам угощение - овощи со своего огорода (воспитатель показывает корзинку с муляжами овощей). Давайте назовем их.

Ребенок достает из корзинки овощи, а другие дети называют: огурец, баклажан, капуста, лук, чеснок, помидор.

Упражнение «Будь внимательным». Определить места звука «К» в словах, найди овощ (воспитатель показывает корзину с овощами - муляжи)

Воспитатель: Ребята! Положите в корзину те овощи, в названии которых звук «К» слышится в начале слова (капуста, кабачок, картофель).

А теперь, положите те овощи, в которых звук «К» слышится в конце слова (лук, чеснок, кабачок).

Упражнение «Что можно приготовить из … »
Воспитатель: Ребята, как вы уже знаете, бабушка Таня, умеет делать все. У нее просто «Золотые руки». Она очень гостеприимная и хочет пригласить нас в гости и приготовить нам угощения. А вот какое угощение, предлагаю вам угадать:

Из фруктов сварят…
Дети: Компот, варенье
Из овощей сделают …
Дети: Салат, икру
Из муки испекут…
Дети: Пирог, торт, печенье

Воспитатель: Бабушка Таня очень любит слушать интересные рассказы, истории, сказки, былины. И, она хотела бы услышать их от вас, ребята. Ребята, может, кто желает придумать свой интересный рассказ.
Воспитатель показывает картину и предлагает ее рассмотреть (составление описательного рассказа по картине).
ВОПРОСЫ:
1. Как можно назвать картину? (Грустный щенок)
2. Придумайте ему имя. (Его зовут Барбос)
3. Какого цвета щенок? (Черный, с белой грудкой)
4. Какая у него шерстка? (Мягкая)
5. С чем он любит играть? (С маленьким мячиком)
6. Какое у него настроение? (Грустное, невеселое)
7. Почему он грустный? (Он проголодался и желает, чтобы ему налили молочка. Его мячик закатился в будку. Ему скучно одному. Его кто-то обидел).

Воспитатель: Что надо сделать, чтобы щенок стал радостный, веселый?
Дети: Надо помочь ему достать мячик. Поиграть с ним. Позвать к нему другого щенка или его маму. Угостить его вкусным молочком.
Воспитатель: Чтобы составить описательный рассказ, мы будем использовать опорные картинки.

Воспитатель расставляет картинки в определенной последовательности. Кто желает?

1 ребенок: - У бабушки Тани живет щенок. Его зовут Барбос. Он черный, с белой грудкой. Шерстка у него мягкая. Он любит играть в саду с маленьким резиновым мячиком и спать на солнышке. Его мячик закатился в будку и щенок загрустил. Надо достать ему мячик, угостить его молочком и он опять станет веселым и радостным (выслушать 2-3 ребенка).
Рефлексия
Воспитатель: Я записала все ваши рассказы, ответы, каждое ваше слово. Каждый из вас может рассказать про щенка дома, тому, кого вы хотите порадовать. Мы помогали бабушке и дедушке рассказать внучке Маше о жизни в деревне. Угадывали голоса животных. Играли в игру «Стадо». Рассказывали о котенке. Мы желаем бабушке Тане не болеть. Чтобы внучка Маша приехала к ней в гости.

Используемая литература:

1. М.А. Васильева, В.В. Гербова «Программа воспитания и обучения в детском саду», издательство «Мозаика-Синтез», г. Москва 2006 г;

2. Е.А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов». Пособие для логопеда. Издательство «Владос», город Москва, 1999 г.;

3. Л.Е. Белоусова «Удивительные истории», издательство «Детство-Пресс», 2001 г.

Конспект НОД по развитию речи

с воспитанниками старшей группы

Составила: Лынива А.В.,

воспитатель МАДОУ № 2 «Сказка»

Тема: «В мире профессий»

Приоритетная образовательная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативная, художественно – эстетическая, познавательная.

Цель: развитие у детей умения слушать и слышать собеседника, коммуникативных способностей.

Задачи:

Образовательные задачи:

  1. Закреплять знания детей о профессиях (врач, водитель, продавец, воспитатель, строитель и т.д.), об орудиях труда. Формировать умение составлять связный рассказ с помощью мнемотаблицы.

Развивающие задачи:

  1. Активизировать словарь детей, развивать грамматический строй и связную речь

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать интерес к различным профессиям.

Предварительная работа :

Беседа о профессиях с рассматриванием плаката «Профессии»,

Настольная игра «Кому что нужно»,

Словесная игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»,

Рассматривание схемы «Профессии», с / р игры «Шоферы», «Магазин».

Словарная работа: активизация словаря: фонедоскоп, шприц, градусник, половник, кастрюли, ножницы, фен, расческа и т.д.

Планируемые результаты (целевые ориентиры):

Активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;

Составлять простые распространённые предложения;

Составлять связный рассказ по определенному алгоритму;

Умение объяснять свой выбор.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, ноутбук, слайды с профессиями, игрушка Зайка-Знайка, конверты, карточки с изображением профессий (врач, продавец, строитель, парикмахер, водитель), пиктограммы «Веселое лицо», «Печальное лицо», аудиозапись релаксационной музыки, песни «Мы едем, едем, едем», мнемотаблица «Расскажи про профессию» на слайдах.

Ход НОД:

1.Создание мотивационного поля (организационный момент).

Дети, посмотрите к нам сегодня пришли гости – воспитатели нашего детского сада. Давайте поздороваемся: «Здравствуйте!»

Воспитатель и дети собираются в круг:

Эй! Ребята, подходите,

Друг на друга посмотрите,

Поздоровайтесь ладошками,

Улыбнитесь все немножко.

Воспитатель: Какое у вас настроение?

Дети: Веселое (грустное).

2. Сюрпризный момент. (Стук в дверь).

Воспитатель показывает детям игрушку Зайка-Знайка.

А еще к нам в гости пришел. (Зайка-Знайка)

Он приглашает нас, отправится вместе с ним в путешествие, которое называется «Мир профессий». Скажите, на каком транспорте можно поехать путешествовать? (на самолете, на автобусе, на поезде).

3.Введение в игровую ситуацию

(на мультимедийном экране картинка паровозика из Ромашкино – слайд 1)

Мы с вами сегодня будем путешествовать на поезде. Встаньте друг за другом паровозиком.

Впереди нас ждет много и интересного, нам предстоит пройти 6 станций вместе с нашим другом Зайкой-Знайкой. Путешествие у нас будет не простое, помогать нам будет компьютер, он будет объявлять наши станции.

Звучит песенка «Мы едем, едем, едем» (паровозик делает круг под музыку).

4. Актуализация знаний.

1 станция - «Угадай, кто эти люди?» (слайд 2)

Станция называется «Угадай кто эти люди?»

Я буду вам загадывать загадки. Тот, кто знает правильный ответ –

поднимаете руку и отвечаете.

Воспитатель загадывает загадки :

Он вылечит корь,

и бронхит, и ангину,

Пропишет пилюли и витамины (Доктор) – слайд 3.

Мы работаем бригадой,

Нам везут песок, бетон.

Дружно потрудиться надо.

Чтоб построить новый дом (Строитель) – слайд 4.

Феном, щеткой и расческой

Ловко сделает прическу (Парикмахер) – слайд 5.

Если вьется пламя,

Дым валит столбом,

«Ноль-один» мы наберем,

Его на помощь позовем (Пожарный) – слайд 6.

Из рассыпчатой муки

Он печет нам пироги,

Булки, плюшки, сайки.

Кто он? Угадай-ка… (Повар) – слайд 7.

Дети называют профессии. Воспитатель показывает профессии на слайдах: врач, водитель, парикмахер, строитель, повар.

2 Станция - «Кто, где работает» (слайд 9).

На этой станции мы с вами вспомним: кто, где работает? Мы будем отвечать предложением, послушайте: Учитель – где работает? учитель работает в школе, (парикмахер работает в парикмахерской, повар работает в столовой, врач работает в больнице, пожарник работает в пожарной части).

Звучит аудиозапись песни «Мы едем, едем, едем в далекие края» (поезд делает круг).

3 станция - «Кому нужны эти вещи?» (слайд 10)

Зайка-Знайка разложил инструменты для людей разных профессий. Мы с вами сейчас посмотрим, правильно он это сделал? Разделитесь тройками на 3 группы по цвету в одежде: У кого красный цвет есть в одежде, у кого желтый цвет в одежде, у кого зеленый.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»:

Повар - кастрюля, паломник, терка, градусник;

Парикмахер – фен, расческа, ножницы, указка;

Врач – градусник, шприц, фонендоскоп, кирпич.

Звучит аудиозапись песни «Мы едем, едем, едем в далекие края» (поезд делает круг).

4 станция – «Здоровей-ка» (слайд 11)

Дети, чтобы у нас с вами хватило сил для дальнейшего путешествия, давайте с вами немного отдохнем:

Динамическая пауза «Профессии»

Мы в профессии играли,

Воспитателями стали –

И с детьми весь день играли.

В миг шоферами мы стали!

Руль теперь в руках у нас!

Быстро едет наш камаз!

А теперь уже на стройке

Кладем ровно кирпичи:

Раз – кирпич, и два, и три! –

Вот закончена игра

Заниматься нам пора.

4 станция - «Что умеют делать люди разных профессий?» - слайд 12.

На этой станции мы поиграем в игру «Кто что делает?» (активизация глагольного словаря):

Повар что делает?…готовит, варит, жарит;

Врач что делает?…лечит, делает уколы, ставит градусник;

Пожарный что умеет?…тушит пожар;

Парикмахер что умеет?…стрижет, делает прически;

Водитель что умеет?…управляет машиной.

Звучит аудиозапись песни «Мы едем, едем, едем в далекие края»(поезд делает круг).

5. Формирование коммуникативных компетенций:

5 станция - «Расскажи про профессию» - слайд 13.

На этой станции мы будем составлять небольшой рассказ по схеме, про профессию. Тот, кому Зайка-Знайка даст конверт, составляет связный рассказ по схеме про ту профессию, которая изображена на конверте (врач, продавец, пожарный, повар, парикмахер).

Схема – ваш помощник. Давайте вспомним, что обозначает схема (слайд 14):

1 - Название профессии.

2 - Место работы.

3 - Что делает человек данной профессии.

4 - Что нужно для работы (инструменты и оборудование).

Послушайте, какой рассказ у меня получился:

Почтальон работает на почте. Он разносит по адресам почту: газеты, журналы и письма. Для работы ему нужна сумка, журналы, газеты и письма.

Звучит аудиозапись песни «Мы едем, едем, едем в далекие края» (поезд делает круг).

6 станция - «Кем ты хочешь стать?» - слайд 15.

Ребята, Зайка-Знайка хочет поиграть с вами в игру, которая называется «Кем быть». Вставайте все в круг.

Зайка-Знайка, когда вырастит – будет строителем, а теперь он хочет послушать кем будете работать, когда вырастете. А теперь узнаем, кем будете вы…

Дети по очереди передают игрушку Зайку-Знайку и рассказывают ему, кем они хотят стать.

«Когда я вырасту, я буду…».

Звучит аудиозапись песни «Мы едем, едем, едем в далекие края» (поезд делает круг).

Станция «Детский сад» (Показ слайда с изображением детского сада).

Ребята, а это какая станция? (Детский сад).

«Раз, два, три, четыре, пять

В садик мы пришли опять!

Релаксация. “Отдохнем”.

Воспитатель: Сегодня ребята, мы много занимались, играли и вы, наверное, устали. Я предлагаю вам немного отдохнуть. Представьте себе, что вы нежитесь в мягком, мягком кресле. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает всё ваше тело. Вы спокойно отдыхаете. Отдыхают ваши руки, отдыхают ваши ноги …(пауза – поглаживание детей). Отдыхают ручки у Кати, отдыхают ножки у Вани. Приятное тепло охватывает всё ваше тело, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойно. Ваши руки, ноги, всё тело расслаблено. Чувство приятного покоя наполняет вас изнутри. Вы отдыхаете. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит вам силы и хорошее настроение. Потянитесь, сбросьте с себя усталость и на счёт «три» откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение.

6. Рефлексия:

Ну, вот мы и в детском саду. Игра «Клубочек». Встаём в круг и каждый расскажет о своём впечатлении, передает клубочек другому (что понравилось, что не понравилось, что было трудно).

Вам понравилось путешествие на поезде в страну «Мир профессий»?

По каким станциям мы с вами путешествовали?

Что больше всего понравилось выполнять?

Кто помогал нам в путешествие?

Ребята, мне тоже очень понравилось путешествовать, узнавать очень интересное о профессиях, слушать ваши прекрасные рассказы про профессии. Мне хочется присоединиться к вам и добавить свой снежок в общий снежный ком. Посмотрите, какой большой получился снежный ком! Как вы думаете, почему он получился такой огромный?

Зайка-Знайка говорит:

Девочки и мальчики мне очень понравилось с вами путешествовать, вы мне подсказали, какие инструменты необходимы для различных профессий, научился грамотно составлять предложения и красивый рассказ, используя мнемотаблицу.

Скажем Зайке-Знайке и нашим гостям, До свидания

Конспект НОД по развитию речи в детском саду. Старшая группа

Тема занятия: «Семья»

Цель: Систематизировать и уточнить знания детей о семье.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: закрепить знания детей о ролевых отношениях в семье; упражнять в различении и назывании людей разного пола и возраста, определении их роли в семье; упражнять в назывании своей фамилии, имени, отчества, домашнего адреса и телефона; активизировать номинативный, глагольный словарь, а также словарь признаков-прилагательных противоположного значения, качественные и притяжательные прилагательные; закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнять в составлении предложений – из набора слов; закреплять знания о слоге, о слове, о предложении.
Коррекционно-развивающие: развивать и совершенствовать артикуляционную, общую моторику; совершенствовать мелкую моторику рук; развивать слуховое и зрительное восприятие, память, словесно-логическое мышление.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать любовь и уважение к членам семьи, нравственные качества – заботливость, взаимопомощь, доброжелательность и внимательное отношение к близким; активизировать интерес к логопедическим занятиям.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки по теме «Семья»; конверты с заданиями; цветик – семицветик; волчок со стрелкой; карточки с цифрами.
Примерный словарь : предметный: дом, семья, дедушка, дочка, сын, внук, внучка бабушка, папа, мама, тетя, родители, дядя, брат, семья, старший, младший, старик, старая, молодой, взрослый, добрая, ласковая, трудолюбивая, красивая, радость, тепло.
Глагольный: заботиться, помогать, стирать, утюжить, шить, вязать, убирать, ремонтировать, чинить, строить, готовить (еду), радоваться, веселиться, встречать, дарить, жалеть, беречь, любить, целовать, обнимать, радовать.
Качественный: старый, старенькая, молодой, взрослый, маленький, молодой, высокий, низкий, больной, здоровый, веселый, добрая, красивая, ласковая, нежная, заботливая, трудолюбивая, хорошая, любимая, сильный, слабый, крепкий.
Словарь наречий: тепло, весело, красиво, уютно, хорошо.

Ход занятия.

1.Организационный момент .
Воспитатель: - Здраствуйте, ребята.
-Меня зовут Покровская Елена Николаевна.
-А вас как зовут? (дети представляются по очереди).
-Ребята, я работаю в детском саду воспитателем, и ко мне тоже ходят ребята.
-Посмотрите, какой цветок они для вас выростили. А кто из вас знает, как называется этот цветок?
Дети: «цветик-Семицветик».
Воспитатель: Правильно. А кто из вас знает, почему он так называется?
Дети: У него семь лепестков разного цвета.
Воспитатель: Молодцы. Правильно. Этот цветок не простой. В нем скрыт сюрприз. Чтобы его узнать, надо открыть все лепестки. Вы хотите, узнать, что это за сюрприз?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Чтобы открыть все лепестки, нужно выполнить определенные задания. Ребята, мои дети приготовили задания, вам нужно ответить на них. Вы готовы? Я предлагаю сыграть вам со мной в игру, которая называется «Что? Где? Когда?». А вы знаете, кто играет в эту игру?
Дети: Знатоки.
Воспитатель: Правильно. Вот и мы с вами превратимся сейчас в знатоков. Посмотрите, я вам приготовила вот такие шапки знатоков и бабочки.
Ну, вот мы с вами и готовы. Прошу знатоков занять свои места за столом.
(Звучит музыка, дети рассаживаются за стол).
2.Объявление темы занятия.
Для того чтобы начать выполнять задания нам необходимо выяснить, какой же темой будет объединена все наша игра. Для этого мы с вами должны разгадать ребус. Сколько лепестков у цветика-семицветика?
Дети: Семь.
Воспитатель: Назовите эту букву.
Дети: Я.
Воспитатель: А теперь все вместе скажите, какая это цифра и назовите букву. Какое слово у вас получилось? Правильно семья. Тема нашей игры– семья.
3.Упражнения на активизацию и закрепление лексико-грамматического строя речи и навыков связного построения предложений по теме «Семья».
Воспитатель: Кто же первый будет крутить волчок? Давайте вспомним считалочку и посчитаемся. (Дети припоминают знакомую считалочку и выбирают первого ребенка, который будет вертеть волчок). Итак, первым крутит волчок Алексей. Первый коверт и задание от Ромы.
Конверт № 1 - Игра «Кто кем приходится?» (на слух).
-Кто для дедушки и бабушки – папа и мама (дочь, сын)
-Кто для дедушки и бабушки – мальчик и девочка (внук, внучка)
-Кто для папы и мамы мальчик и девочка? (сын, дочь).
-Кто девочка для мальчика? (сестра)
-Кто мальчик для девочки? (брат)
Все они живут в одной семье и являются близкими родственниками или родными.
Что делает дома мама в вашей семье? Что делает папа? Чем занимаются дедушка и бабушка? Как помогаете вы взрослым?
Молодцы. Первое задание мы выполнили, Алеша отрывай лепесток.
(отрывает лепесток и ложит его на стол).
Конверт № 2 - Отгадывание членов семьи по признакам:
Заботливая, трудолюбивая, самая красивая - старый, мудрый, серьезный-
Сильный, строгий, большой – грамотная, старательная, аккуратная-
Добрая, ласковая, старенькая - Маленький, забавный, веселый-

Конверт № 3 - Позвони мне по телефону:
Выкладывание на столах своего телефонного номера каждым ребенком с проговариванием номера вслух.
4. Физкультурная пауза.
Маму я свою люблю, я всегда ей помогу:
Я стираю, полоскаю, воду с ручек отряхаю,
Пол я чисто подмету и дрова ей наколю.
Маме надо отдыхать, маме хочется поспать.
Я на цыпочках хожу, и ни разу,
И ни разу, ни словечка не скажу.
(дети имитируют движения по ходу чтения стихотворения воспитателем)
Конверт № 4 - Игра на развитие временной ориентации, связанной с возрастом человека «Разложи картинки, по возрасту начиная с самого младшего (старшего)».
Конверт № 5 - Работа по сюжетной картинке «Семья»
Вывешивается картинка «Семья».
Кого вы видите на ней? (Папа, мама, бабушка, дедушка, сын, дочка.)
Как назовем их, одним словом? (Семья.)
Сколько в этой семье человек?
Кто самый старший?
Кто самый младший?
С какой стороны относительно других находится каждый член семьи?
Давайте придумаем детям в этой семье имена со звуками м, м (Майя, Митя, Дима, Максим.) Малыша назовем Дима, девочку - Майя, а старшего брата - Митя. Как ласково они называют свою маму? (Мамочка, мамулечка, мамуленька, любимая, милая.)
5.Пальчиковая гимнастика «Семья».
Кто живет в моей квартире?
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я.
Вот и вся моя семья.
Конверт № 6 - Игра «Составь предложение».
Ребята, а вот Дима написал вам письмо. Но все слова рассыпались. Давайте их собирем и составим предложения.
Здравствуйте, ребята.
Меня зовут Дима.
У мня дружная семья.
Конверт № 7 – Игра «Угадай кто это?
Дети иммитируют действия разных членов семьи. Один ребенок отворачивается, остальные дети договариваются, что они будут изображать. Дети показывают, ребенок, который уходил, угадывает, кого изображают дети.
7. Итог занятия.
Воспитатель: Вот ребята мы с вами отрываем последний лепесток. А теперь давайте, посмотрим, что же это на обратной стороне лепестков?
Дети: Буквы.
Воспитатель: Правильно. А можно ли из этих букв составить слово? Давайте, попробуем.
Дети: Молодцы!
Воспитатель: И я тоже хочу сказать вам «Молодцы». Вы прекрасно справились с заданиями, хорошо слушали, думали и выполняли.
Ой, посмотрите, у нас остался еще один конверт. Давайте, посмотрим, что в нем?
(Вынимаю карточку, на которой написано «черный ящик»).
Внесите нам, пожалуйста, «черный ящик».
Ребята, я вам приготовила сладкий подарок.
(вынимаю из ящика сюрприз).

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Музыка», «Здоровье», «Физическая культура», «Познание».

Цель: Закреплять знания детей о домашних животных.

Задачи:

Образовательные: Учить детей правильно называть детенышей домашних животных.

Развивающие: Развивать память, воображение, мелкую моторику рук. Формировать навыки развития пальчиковых игр, умение применять их в любой сфере деятельности.

Воспитательные: Воспитывать любовь и заботу к домашним животным.

Словарная работа: Формировать правильное звукопроизношение. Обогащать словарь детей: ягненок, теленок, козленок.

Предварительная работа: Беседа о домашних животных, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций и чтение книг о домашних животных, личные впечатления детей о деревне и домашних животных.

Оборудование: Игрушки, иллюстрации домашних животных, фартук, платок, шкатулка.

Методические приемы: Игровая ситуация, сюрпризный момент, загадки, артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры.

Ход НОД:

Воспитатель: Сегодня мы, ребята, отправимся в гости к бабушке в деревню. А на чем, решать вам.

Дети: На поезде, самокате, велосипеде, машине…….

Воспитатель: Итак, едем на поезде.

Вот поезд наш едет

Колеса стучат

А в поезде нашем

Ребята сидят:

«Чух-чух-чух далеко я укачу»

Воспитатель: Посмотрите сколько гостей, поздоровайтесь и снова в путь. А дальше мы поедем на машине. Заводим моторы.

Артикуляционная гимнастика « Машина»

По шоссе машина мчится р-р-р

Во все стороны рычит р-р-р

За рулем лихой шофер р-р-р

Дын – дын – дын

Гудит мотор-р-р-р-р

Вот показалась деревня «Простоквашино» (воспитатель надевает фартук и платок – бабушка)


Воспитатель:
Здравствуйте, внучата, проходите и рассаживайтесь на полянке, а я для вас сюрприз приготовила. Вот шкатулка с загадками. Слушайте внимательно, если отгадаете, то отгадка покажется.

С хозяином дружит

Дом сторожит

Живет под крылечком

А хвост колечком (Собака)

Голодная мычит

Сытая жует

Всем ребятам

Молоко дает (Корова)

Мордочка усатая

Шубка полосатая

Часто умывается

А с водой не знается (Кошка)

Воспитатель: А это кто к нам пожаловал?

Идет бородой трясет,

Травку жует

И песенку «ме» поет. (Коза)

Пальчиковая гимнастика «Идет коза рогата»

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая,

Кто кашки не ест,

Молока не пьет

Забодает, забодает.

Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали! Кошка, собака, корова, коза кто это?

Дети: Животные.

Воспитатель: Какие это животные?

Дети: Домашние.

Воспитатель: А почему они называются домашними животными?

Дети: Они живут дома, у бабушки во дворе и она их кормит, ухаживает за ними.

Воспитатель: Правильно, молодцы!

Игра «Найди мою маму»

Воспитатель: Малыши потеряли своих мам.

— Я, мама овца, а вы? (Ягнята)

— Я, мама корова, а вы? (Телята)

— Я, мама лошадь, а вы? (Жеребята)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, курочка с цыплятами вышла погулять.

Физминутка «Курочка»

Вышла курочка гулять

Свежей травки пощипать

А за ней, ребятки,

желтые цыплятки

Ко-ко-ко, не ходите далеко

Лапками гребите,

зернышки ищите.

Воспитатель: Ребятки, посмотрите, какая красивая бабочка летает, тихо не спугните, а за нею проследите.

Гимнастика для глаз «Бабочка»

Воспитатель держит в руках игрушечную бабочку на палочке.

Воспитатель: А вот и бабочка прилетела. Следите глазами за бабочкой.

Бабочка летает повсюду: налево летит, направо летит. Бабочка порхает по

кругу, вверх, вниз и назад спешит.

Воспитатель: Внучата, помогите мне испечь пироги с капустой.

Пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим»

Мы капусту рубим, рубим,

Мы морковку трем, трем,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту жмем, жмем.

Воспитатель: Ну, вот начинка готова, а сейчас пирожки испечем.

Песня «Я пеку, пеку, пеку»

Воспитатель: Вот дети, мы погостили и поиграли, и даже вкусных пирожков напекли. А теперь на прощанье выпьем стакан молока и на автобусе поедем в детский сад. (Дети садятся в автобус и едут в детский сад)

Воспитатель: Вот мы и приехали в детский сад. Ребята, вам понравилось путешествовать? Что запомнилось и понравилось больше? (высказывание детей) Молодцы!