Физическое насилие над детьми в семье. Психологическое насилие над детьми

Независимо от причины, побудившей вас открыть эту статью, хочется предупредить, что данная тема – очень неприятная и сложная, поскольку, к сожалению, психологическое насилие встречается очень часто, а многие родители, воспитывая своего ребенка, не понимают, что вредят ему и строят для него не самое приятное будущее.

Психологическое и эмоциональное насилие

Начнем с того, что любое насилие по отношению к ребенку, будь то физическое, сексуальное или психологическое, негативно сказывается на ребенке, ломая всю его дальнейшую жизнь. Тем не менее в УК РФ есть статьи, которые предусматривают наказания лишь за первые два вида насилия. За совершение психологического насилия, к сожалению, нет. Практически невозможно наказать виновных, поскольку зачастую родители не подозревают, что вредят ребенку, считая, что они действуют из лучших побуждений. Косвенно сюда можно отнести доведение до самоубийства, однако, назначить наказание за такое можно, либо если ребенок уже частично нанес себе вред, но был спасен, либо если трагедии избежать не удалось, и уже слишком поздно.

Также следует сказать о том, что очень часто понятия «эмоциональное насилие» и «психологическое насилие» путают, полагая, что это одно и то же. Это не совсем верно. Скорее, первое входит во второе, поскольку эмоции человека являются неотъемлемой составляющей психологии. Эмоциональное насилие оказывает влияние непосредственно на эмоциональное развитие ребенка, тогда как психологическое – на психику в целом, затормаживая развитие его способностей. Тем не менее оба вида насилия тяжело сказываются на будущем маленького человека, формируя из него сломленную, больную личность. Поэтому все, что относится как к эмоциональному, так и к психологическому насилию, мы соберем в один список.

Формы психологического насилия

В этом списке приведены случаи, которые наносят вред ребенку. Если что-то одно из нижеперечисленного повторяется регулярно, это уже психологическое насилие. Поэтому, если в каких-то примерах вы узнали себя, задумайтесь, все ли вы делаете правильно в воспитании вашего ребенка.

Запугивания, угрозы, шантаж. Когда родители грозятся отобрать или выкинуть любимую игрушку, если ребенок не сделает то, что велено родителями, или когда угрожают физической расправой за тот или иной проступок – это все относится сюда. Например, «Еще раз такое выкинешь, на горох поставлю», «Только попробуй, я на тебе живого места не оставлю». Сюда же можно отнести для многих безобидное «Не будешь слушаться, отдам дяденьке полицейскому/чужому дяде/бабайка заберет» и даже «Доешь эту кашу, а то она за тобой бегать будет!». Ребенок чувствует себя в безопасности только в семье, а с такими угрозами он не будет чувствовать себя защищенным вовсе. Нередко родители говорят, что они еще добрые, рассказывая, как их наказывали в свое время, манипулируя ребенком, заставляя чувствовать свою вину еще глубже.

Холодность, отчужденность, игнорирование. Родители отталкивают ребенка, когда он хочет их обнять, поцеловать. В ответ на «Я тебя люблю» молчат или бросают что-то вроде «Да, конечно, тебе от меня что-то надо» или «Любил бы, вел бы себя нормально», «Да, да, я тебя тоже. Что-то нужно? Нет? Тогда не мешай, у меня дела» и все в таком духе. Игнорирование может заключаться еще и в том, что родители не спрашивают, как дела у ребенка, что произошло с ним за день, куда он ходил, о чем он переживает. На просьбы о помощи реагируют отказом, ссылаясь на тот факт, что ребенок «уже большой, надо самостоятельным быть, ничего без взрослых не можешь!», или отговариваются, рассказывая про свою занятость. Здесь же имеет место равнодушное отношение родителей к неправильному поведению ребенка: употребление алкоголя, наркотиков, избиение ровесников, младших, издевательство над животными, аморальное поведение, жестокость. С помощью такого поведения ребенок хочет, чтобы на него хоть какое-то внимание обратили, а в итоге не получается это сделать даже таким способом. Еще сюда относится любимое всеми «Да делай, что хочешь» и уход в режим молчания, пока ребенок в слезах не будет просить прощения и ждать, что родитель заговорит, чтобы получить облегчение.

Предъявление требований, неадекватных возрасту , и сравнение с другими детьми. Некоторые взрослые полагают, что раз они нафантазировали себе определенную модель поведения, то дети должны ей соответствовать. Или если у соседей ребенок, по мнению все тех же взрослых, лучше всех, то и их чадо должно соответствовать образцу по соседству. Как правило, в таких ситуациях родители забывают о желаниях ребенка и о том, что все люди разные, со своими особенностями и задатками. Именно поэтому от ребенка-гуманитария родители начинают требовать высоких достижений в естественных науках. Или же требуют от впервые взявшего в руки тряпку идеально чистых полов с блеском в каждом уголке и каждой щели. При каждой неудаче приводят в пример другого ребенка, который в понимании родителя в сто раз лучше и родился уже со всеми своими навыками, никогда не капризничал и не ошибался. И, дабы достичь идеала в полной мере, начинают водить ребенка по разным кружкам и секциям, которых много и сразу, не спрашивая мнения ребенка. Если отпрыск не достиг больших успехов в том, что ему не нравится, его активно начинают засыпать фразами в духе: «А вот Петенька уже олимпиады выигрывает», «А Машенька домой вовремя приходит, и в комнате у нее чисто. И родителям она помогает всегда, не то что ты, лодырь».

Ложь, двуличность, невыполнение обещаний. Родители лгут ребенку, манипулируя его желаниями и мыслями. Например, выдумывают небылицы о том, какими ангелами они были в возрасте ребенка, или что услышали где-то, как его обсуждают соседи, или что про него в новостях вчера сказали, как он плохо поступил. Также сюда относится поведение родителей, которое различается в зависимости от ситуации. Например, дома они тираны, а при людях – самые любящие на свете родители. Или, когда ребенок пляшет под их дудку, они хорошие, а стоит ему попробовать выразить свое мнение или совершить ошибку – срываются в крик и наказания. Еще одна распространенная ситуация – когда ребенку предлагают право выбора, а когда он выбирает не то, что ожидали от него родители, они начинают убеждать ребенка в том, что этот выбор неверен, и что если ребенок сделает его окончательно, его никто не будет любить. Также заботливый взрослый может пообещать ребенку что-то, что он давно хотел, взамен на требуемое поведение или услугу (уборка по дому, например). А потом не делают то, что обещали, в силу разных обстоятельств, откладывают обещания в долгий ящик, кормят ребенка «завтраками», а стоит ему упомянуть невыполненное обещание – срываются в крик или делают вид, что вообще ничего подобного не обещали. Ребенок и сам потом начинает врать, не исполнять договоренности и не доверять родителям.

Изоляция ребенка. Сюда относится запрет выходить дальше дома самостоятельно, ходить гулять, в гости к друзьям, покидать комнату. Или же родители не ограничивают ребенка пространством, однако запрещают общаться с ровесниками или вообще с кем-либо кроме себя. Мотивируются такие меры со стороны взрослых тем, что они хотят защитить ребенка от плохой компании. Вспомним книгу Стивена Кинга «Кэрри», где мать не выпускала свою дочь никуда, кроме школы. У девочки совсем не было друзей, и ей не с кем было поговорить о своих проблемах, ее дразнили в школе, и защитить от этого ее тоже было некому.

Оскорбления, высмеивание, унижени е . Это самая распространенная форма психологического насилия. Ребенка обзывают, говорят ему, что он – обуза, проклятье, никому не нужен, кроме родни, да и те терпят его только благодаря своему доброму сердцу. Иногда взрослый неосторожно пошутит, и если чадо не оценило юмористический гений родителя и обиделось, то ответ «Какие мы нежные!» не заставляет себя долго ждать. Возможно, в остальном родитель хорош. Однако этой фразой он дает понять своему чаду, что его чувства неважны и то, что его может обидеть, никому не интересно. Особенно часто (в воспитательных целях, разумеется) родители начинают прилюдно оскорблять своего отпрыска, припоминать ему все его ошибки и огрехи и говорить, какой он плохой и неблагодарный.

Гиперопека. Самый страшный и самый неочевидный вид психологического насилия. Да, ребенка можно перелюбить и испортить ему жизнь. Когда мамочка лучше знает, что хорошо для ребенка, и решает за него; когда не дает волю на действия и на открытия, поскольку мир такой опасный и может навредить; когда сама выбирает круг друзей ребенка, чем ему увлекаться, интересоваться и какую профессию выбрать, – она его чрезмерно опекает, превращая в марионетку для воплощения своих подсознательных желаний, создания лучшей версии себя. Как правило, таким родителям и не объяснишь, что благими намерениями устлана дорога в мрачное будущее ребенка с кучей проблем, комплексов и заболеваний.

Последствия

Последствия такого обращения самые ужасные:


Как избежать?

Психологического насилия можно избежать, если следовать простым заповедям.

    Прежде чем кричать на ребенка, подумайте о том, что вызвало ваш гнев, и успокойтесь. Проанализировав ситуацию, спокойно обсудите все со своим чадом.

    Наблюдайте за его поведением, за тем, что ему нравится или, наоборот, пугает. Так вы сможете максимально плодотворно развить его сильные стороны.

    Поощряйте его успехи, пусть и незначительные. Ребенок должен знать, что у него есть таланты и что у него все получится. Поддерживайте его в хороших начинаниях.

    Разговаривайте со своим ребенком. Обсудите его день в школе, его страхи, его привычки. Так вы лучше узнаете его, сможете понять и покажете, что он вам небезразличен.

    Уделяйте внимание. Хотя бы пять минут в перерыве между важными делами – спросите, как дела, или обнимите. Он будет чувствовать, что он нужен и любим.

    Проявляйте любовь и заботу. Это, пожалуй, самое важное и самое большое, что вы можете сделать. Дайте понять ребенку, что вы любите его любым, что его неудачи временны и он все может преодолеть. А вы его в этом будете поддерживать и направлять.

Уважаемые родители, помните: будущее вашего ребенка зависит целиком и полностью от вас. Вы несете ответственность за своих детей, и своими действиями или словами вы можете очень сильно навредить. Главное, помните, что ребенок вам ничего не должен просто потому, что вы его родили и воспитываете, и что ему важно быть нужным, любимым и ценным для вас.

И стараются оградить свое чадо от таких травм. Но часто сами мама и папа наносят непоправимый вред своему малышу. Зачастую именно нездоровая атмосфера в семье травмирует маленькую личность.

Речь идет о психологическом насилии над детьми в семье. К нему относятся частые конфликты, оскорбления, унижения, запугивания, чрезмерный контроль, безразличие по отношению к ребенку и еще много других аспектов. Подобное поведение родителей воспринимается, как . Они думают, что делают все на благо малышу, хотят как лучше.

Американские психологи провели исследование и выяснили, что психологическое насилие не меньше, чем сексуальное или физическое. Каждый год из-за психологического насилия сбегают 50 тысяч детей. Так, может, стоит искоренить ?

КАКИМ БЫВАЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ

«У тебя руки не из того места растут» - казалось бы, что такого в этой обыденной фразе? Но абсолютно все, что несет негативный посыл по отношению к ребенку, может расцениваться, как психологическое насилие.

Отталкивание. Родители не ценят своего ребенка, показывают, что он нежеланный и ничего для них не значит. Такого малыша в семье часто оскорбляют и обвиняют в своих проблемах.

Игнорирование. Родители слишком увлечены делами или же не умеют или не хотят выражать свои эмоции по отношению к ребенку. На малыша практически не обращают внимания, он предоставлен себе и со временем вообще перестает эмоционально замечать присутствие или отсутствие родителей.

Изолирование. «Иди в свою комнату» - фраза, которую часто можно услышать от родителей. Закрыть ребенка в его комнате - значит, совершить акт психологического насилия. Ограничение физической свободы, запрет общаться с друзьями и выходить гулять во двор - это все варианты .

Терроризирование. Ребенка заставляют сделать что-либо путем проявления насилия - запугивают и угрожают. Часто в таком случае чадо высмеивают на людях за любые маленькие неудачи (по мнению родителей), не одобряют проявление эмоций.

Безразличие. Родителям все равно, чем занимается их ребенок. Они не обращают внимания на своего чада. Не реагируют на жестокость по отношению к ребенку и равнодушны к проявлению жестокости с его стороны.

Эксплуатация. Такая форма психологического насилия над детьми имеет разные вариации. Ребенка могут использовать для привлечения дополнительных денег, для облегчения своих домашних обязанностей, для реализации своих потребностей. Да, ребенок должен помогать по дому. Но не посредством криков и скандалов.

Деградация. Родители травмируют психику ребенка и разрушают его личность через унижения, высмеивания, оскорбления - все то, что понижает самооценку.

Часто дети подвергаются психологическому насилию в неполных семьях. Например, мать срывается на сыне из-за неудачного брака. А отец жестоко относится к дочери, если не может выразить свой гнев ее матери.

КАК ВЛИЯЕТ НА РЕБЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ

Родители определяют, что хорошо и что плохо. Они знают, когда и . Молодые мамы всегда думают, что их дети мало кушают и всеми правдами и неправдами стараются запихнуть в них как можно больше еды. А это, между прочим, тоже психологическое насилие. Если малыш не хочет кушать, не заставляйте, не запугивайте и не кричите. Просто дайте ему проголодаться. И это только самый незначительный пример.

Ребенок не такой, каким хотят его видеть родители, он обладает «не теми» чертами характера, имеет «не такие» способности и таланты. В таком случае родители пытаются «задавить» своим авторитетом, переделать чадо под себя, создать «идеального» ребенка, совершенно не обращая внимания на потребности и желания самого малыша.

  • Ребенок становится замкнутым, эмоционально неразвитым. Ему сложно понять чувства других людей и проявить свои.
  • Ребенок не уверен в себе. А как может быть иначе, если родители его постоянно оскорбляют? Он не умеет уважать себя и считает, что не достоит хорошего отношения.
  • Ребенку сложно строить отношения с другими людьми. Виной этому эмоциональная закрытость и недоверие к окружающим. Дети в будущем будут ждать от людей только плохого: обмана, насмешек, предательства, агрессии.


Есть ли шанс спасти своих детей от плохой судьбы?

Что мы знаем про физическое насилие над детьми? Ту боль, которую причиняем нашим детям, невозможно измерить и оправдать. Дети, пережившие насилие, лишаются счастливого будущего. Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет это в полной мере.

Но я об этом узнала намного позже…

Как же он меня бесит!

Он опять сделал все не так. Как будто специально мне назло. Убила бы!

И я бью его. Бью со всей силы, наотмашь, железной вешалкой из шкафа. Что я хочу ему сказать? Что я ненавижу его? О, да! В этот момент я его действительно ненавижу. И желание мое – проучить, наказать, за все, что он причинил мне. За все неприятности, трудности и беды, которые появились у меня с его рождением.

Я – зло. Я огромное, всененавидящее зло вымещаю на нем. Вбиваю в него.

А потом у меня опускаются руки. Я прозреваю и вижу своего маленького беззащитного мальчика, который принял все и смирился с ударами. Он уже не плачет, а молча лежит, полностью согласившись с казнью ни за что. Я плачу над ним, пытаясь его обнять. Но он отталкивает меня.

Он не хочет, чтоб его обнимал палач, убивший в этот момент в нем все чувства. Все до одного. И я где-то глубоко внутри ощущаю, как невидимое будущее говорит мне: «Ты еще поплачешь за это, поплачешь и поплатишься. Но будет поздно».

Это был последний раз, когда я била своего сына, но далеко не первый. А когда-то я клялась себе, плача от обиды в подушку, что никогда не буду воспитывать своих детей так, как моя мать. К сожалению, насилие над детьми в семье, моральное или физическое, иногда «передается по наследству».

Последствия неизбежно наступают

Моему сыну 20. Мне давно уже ничего не надо из того, что было важно 20 лет назад. Я хочу только одного – любви сына, связи с ним. Быть свидетелем его жизни, участником и родным человеком. Но передо мной холодные глаза и чужой взгляд.

Он не чувствует того, что чувствует ребенок по отношению к матери. Он, может быть, был бы и рад, но не может. Нет у него больше того «органа», которым чувствуют. За свою короткую жизнь он видел все. Скандалы, истерики, издевательства отца над матерью, развод, мамины попытки наладить свою личную жизнь.

Ему попадало за все, и я даже не заметила, когда он перестал реагировать на мои истеричные вопли. Вспоминая нашу прошлую жизнь, я не вижу ни одного светлого дня, доброго воспоминания, за которые можно было бы уцепиться моему сыну и захотеть общаться со мной, жить счастливо.

Что делать теперь? Я не знаю. Помогите…

Существует ли защита от насилия

Кто бьет женщин и детей? Почему? Системно-векторная психология Юрия Бурлана раскрывает, что физическое насилие в семье применяют мужчины и женщины, обладающие особым строением психики. Те, что рождены, чтобы быть идеальными родителями, мужьями, женами. Это люди, в психике которых присутствует .

В потенциале это лучшие люди общества, гаранты семейных ценностей. Как ни странно, но именно такие метаморфозы происходят с лучшими людьми общества, если их неправильно воспитывали в детстве, а во взрослой жизни у них не оказалось возможности себя реализовать.

Выйти из таких состояний возможно. Изучая скрытые бессознательные процессы, управляющие нами, открывая их, мы получаем возможность изменить судьбу к лучшему. Нельзя взмахнуть волшебной палочкой и все поменять по одному желанию. Но остановить цепь последствий такого жестокого обращения можно. И нужно успеть.

Есть ли рычаги в обществе, защищающие от насилия

Воспитание палкой, применение физической силы против самого беззащитного существа как-то давно негласно принято во многих семьях. Муж бьет жену, мать бьет детей, круговорот физического насилия в семье невозможно остановить без новых, радикальных мер.

Нынешние законы лишь немного осуждают , но не решают этой проблемы. Центры защиты матери и ребенка, органы опеки и попечительства, реабилитационные и психологические центры не вместят и не излечат все эти раненые и покалеченные души. Сегодня дети и женщины знают, куда обращаться, попав в такую ситуацию, но не идут. Специалисты социальных служб, психологи и юристы, которые работают в подобных центрах, окажут поддержку и подскажут, как можно защититься в случае физической угрозы жизни и здоровью. Но что это поменяет?

Системно-векторная психология учит, как распознать тирана, способного на физическое насилие в семье.

Но почему это делают женщины? Как случается, что идеальная мать начинает бить своего ребенка с каким-то чудовищным упоением? Женщины и мужчины с анальным вектором одинаковы в своих отрицательных проявлениях. И как и в случае с мужем-тираном, так и в данном случае, причины насилия над детьми – это следствие обид и нереализованности свойств анального вектора.

Жуткое напряжение внутри толкает нас бить и воспитывать кулаком, палкой. Да всем, что попадется под руку. И от этого действия получать «извращенное» удовольствие – ведь на время напряжение спадает. Обиды и нереализованность, потеря защищенности и безопасности, сексуальная неудовлетворенность толкают женщину, в идеале лучшую мать, на физическую расправу над собственным ребенком.


Какой след оставляет физическое насилие над детьми

Мой сын обладает анальным, зрительным и . Он был добрым и покладистым мальчиком, любящим «обнимашки». Я помню его большие открытые глазки с пушистыми длинными ресничками, чистый и доверчивый взгляд.

Этот взгляд теперь – мой судья. Мое зло корчится от одного воспоминания тех детских чистых глаз. Теперь на этом месте черствость и равнодушие. Его анальный вектор выражает себя в туалетной лексике и неуважении к женщинам, злопамятности и обидах. Отличная память, присущая людям с анальным вектором, теперь работает только на то, чтобы копить и помнить обиды.

Его звуковой вектор, закрывшись от моего крика и оскорблений, давно утонул в интернете. И все. Больше ничего нет. Он замкнулся в себе.

Когда-то он взахлеб мог говорить о строении вселенной, черных дырах, времени, пространстве и прочих чудесах мироздания. Это было его страстью. А меня мучали депрессии, отсутствие смысла жизни, которые не мог победить даже материнский инстинкт, одиночество и страх перед завтрашним днем. Я отказывалась принимать ту реальность, и мой сын рос в ней один.

А могло быть иначе

Он мог бы стать умным, честным и порядочным семьянином, главой семейства. Анальный вектор рождает золотых людей, для которых семейные ценности превыше всего. Профессионализм, качество, аналитический ум, мощная по объему память дают такому человеку все возможности стать уважаемым и востребованным в обществе.

Он смог бы остаться любящим сыном. А также заботливым мужем и отцом. наделяет человека добрым, любящим сердцем, способным к большой душевной самоотдаче.

Он мог бы найти себя в науке, изучать новые грани вселенной и обрести свой смысл. Звуковой вектор, наделяя человека абстрактным интеллектом, помогает отыскивать ответы на самые глубинные вопросы о смысле жизни человека на земле. Такие люди идут в науку, литературу, сочиняют музыку, изобретают новые технологии.

Но я сделала все, чтобы мой сын сутками сидел в интернете, ругался грязными словами в чатах, закрывал передо мной дверь и молчал в ответ. Это сделала я своими руками.

Вот что делает физическое насилие с нашими детьми. И это далеко не предел ужасных последствий.

Дети не заслуживают насилия, даже если рухнет весь мир. Это ваш выбор

Вы все еще думаете, что вы правы, воспитывая своих детей физической силой и криком? Вы даже не представляете, куда ведет вас эта дорога. Каковы бы ни были причины вашего плохого состояния, дети не заслуживают насилия.

Что значит наша нынешняя боль по сравнению с той болью, которую мы вбиваем в наших детей с помощью физической силы. Все эти неприятности, разрушенные планы, неустройство в личной жизни, потеря уважения, страх, что скажут люди, бытовые и денежные проблемы – все это ничего не стоит. Ничто не стоит загубленной души ребенка и потерянной связи с ним навсегда.

Битые и униженные дети никогда не ответят вам любовью. Более того, сама жизнь не ответит им ни любовью, ни удачей, ни счастьем. Физическое и моральное насилие никогда не проходит бесследно.

Спасайтесь сами и спасайте своих детей! Пока у ребенка еще не закончился пубертатный период, он связан с матерью. Это значит, что у вас есть шанс спасти своего ребенка и себя тоже. Спасти будущее, которое с каждым днем становится все дальше и исчезнет совсем, если вы не остановитесь в своем безумии.

Осознавая свои душевные состояния, вы сможете все исправить, вы приобретаете спокойствие, уверенность и понимание происходящего. А самое главное – понимание своего ребенка, его природы и врожденных свойств. Вы становитесь настоящим человеком, а не комком обид или бесформенным обрывком тревоги и страха. И ваш ребенок чувствует это, его внутренние состояния тоже приходят в норму. Сотни людей, которые однажды пришли на тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана, пишут о . Они успели!


Дайте шанс системно-векторной психологии изменить ваше отношение к жизни, себе, детям, людям, наконец. Ко всему, что движет вами и гложет, что не дает спокойно спать и жить счастливо. Торопитесь не опоздать, чтобы не было потом горько смотреть в холодные глаза своему ребенку и ждать забытой старости в престарелом доме. Будьте людьми, становитесь людьми и растите счастливых детей.

Что делать тем, кто не успел?

Знания системно-векторной психологии Юрия Бурлана помогают осмысливать жизнь заново, принимая ответственность на себя и делая все возможное для того, чтобы понять и осознать происходящее в полной мере. Когда человек осознает себя в отношениях с другими, понимает причинно-следственные связи происходящего, у него появляется шанс исправить ситуацию.

Какие бы ошибки ни совершали, мы должны приложить все усилия, чтобы наши дети как можно меньше отвечали за них перед жизнью. Это возможно только со знанием системно-векторной психологии. Однажды дети последуют вашему примеру. А пока пусть ваш результат будет примером.

На бесплатный онлайн-тренинг регистрируйтесь .

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Наличие эмоционального насилия можно предполагать и на основе ряда признаков у ребенка.

Эмоциональное насилие над ребенком – это любое действие, которое вызывает у него состояние эмоционального напряжения, что подвергает опасности нормальное развитие его эмоциональной жизни.

Обычно на успех ребенка родители реагируют похвалой, чувством гордости и радостью. Но иногда родители реагируют противоположным образом: равнодушием и раздражением.

Поначалу это вызывает в ребенке смешанные чувства. В дальнейшем ребенок, которому неоднократно приходится сталкиваться с неадекватными реакциями родителей в ответ на его положительное поведение, быстро теряет мотивацию на достижения и сопровождающее успех чувство гордости. Он делает вывод, что проявлять радость по поводу достижений опасно и неправильно.

К эмоциональному насилию относятся следующие действия по отношению к ребенку:

Изоляция, то есть отчуждение ребенка от нормального социального общения;

Угрюмость, отказ от обсуждения проблем;

- «травля запретами» (например, если ребенок в определенное время не выполнил уроки или не убрал постель, то за этим на определенное время следует запрет смотреть телевизор или гулять);

Оскорбление;

Терроризирование, то есть неоднократное оскорбление ребенка словами и формирование стабильного чувства страха;

Поддержание постоянного напряжения, запугивание, угрозы;

Брань, издевки; ·запугивание наказанием («Еще одна двойка или очередная выходка в школе – и я возьмусь за ремень»);

Моральное разложение (коррумпирование), привлечение и принуждение ребенка к действиям, которые противоречат общественным нормам и наносят ущерб ребенку (принуждение к совершению краж, употреблению алкоголя или наркотиков).

Эмоциональное насилие над ребенком можно предположить в случае, если вы заметите, что родитель постоянно:

Предъявляет к ребенку завышенные требования, с которыми тот не в состоянии справиться, что формирует низкую самооценку и приводит к фрустрации;

Чрезмерно сурово наказывает ребенка;

Чрезвычайно критичен по отношению к ребенку, обвиняет его;

Злится и ведет себя устрашающе.

Наличие эмоционального насилия можно предполагать и на основе ряда признаков у ребенка, например, если он:

Эмоционально невосприимчив, равнодушен;

Грустен, субдепрессивен или у него выраженная депрессия;

Сосет пальцы, монотонно раскачивается (аутоэротические действия);

Замкнут в себе, задумчив или, наоборот, агрессивен;

- «приклеивается» к любому взрослому в поисках внимания и тепла;

Испытывает ночные приступы страха, плохо спит;

Не выказывает интереса к играм.

Физиологические реакции ребенка также могут свидетельствовать о том, что он является жертвой эмоционального насилия. Сюда относятся:

Ночной и дневной энурез (недержание мочи);

Психосоматические жалобы: головная боль, боли в животе и области сердца, жалобы на плохое самочувствие и т. д.;

Замедленное физическое и общее развитие ребенка.

Психологическое насилие

Психологическое насилие, несмотря на схожесть с эмоциональным, выделяется в отдельную категорию. Психологическое насилие – это совершенное по отношению к ребенку деяние, которое тормозит развитие его потенциальных способностей.

К психологическому насилию относят, например, частые конфликты в семье и непредсказуемое поведение родителей по отношению к ребенку. Из-за душевного насилия тормозится интеллектуальное развитие ребенка, ставится под угрозу адекватное развитие познавательных процессов и адаптационные способности. Он становится легко ранимым, снижается способность к самоуважению. Ребенок развивается социально беспомощным, легко попадает в конфликтные ситуации и с большой долей вероятности будет отвергаться ровесниками.

Английский психолог Алиса Миллер в 1980 г. в книге «Для твоего собственного блага» сформулировала так называемую «отравляющую педагогику» – комплекс воспитательных воздействий, которые ведут к развитию травмированной личности:

  • Родители – хозяева (не слуги!) зависимого от них ребенка. Они определяют, что хорошо и что плохо.
  • Ребенок несет ответственность за их гнев. Если они сердятся – виноват он.
  • Родители всегда должны быть защищены.
  • Детское самоутверждение в жизни создает угрозу автократичному родителю.
  • Ребенка надо сломить, и чем раньше – тем лучше.

Все это должно произойти, пока ребенок еще совсем маленький, не замечает этого и не может разоблачить родителей.

Методы, которыми добиваются послушания, разнообразны:

  • психологические ловушки,
  • обман,
  • двуличность,
  • увертки,
  • отговорки,
  • манипуляции,
  • тактика устрашения,
  • отвержение любви,
  • изоляция,
  • недоверие,
  • унижение,
  • опозоривание – вплоть до истязания,
  • обессмысливание и обесценивание взрослыми всего того, что делает ребенок в семье («У тебя руки не из того места растут – лучше ничего не трогай!»; «Все равно ничего хорошего не получится!»).

Основываясь на этих «правилах», «отравляющая педагогика» формирует у детей следующие деструктивные установки, представления и мифы:

Любовь – это обязанность;

Родители заслуживают уважения по определению – просто потому, что они родители;

Дети не заслуживают уважения просто потому, что они дети;

Высокая самооценка вредна, а низкая – делает людей альтруистами;

Нежность (сильная любовь) вредна;

Удовлетворять детские желания неправильно. Суровость, грубость и холодность – хорошая подготовка к жизни;

Лучше притворяться благодарным, чем открыто выражать неблагодарность;

То, как ты себя ведешь, важнее того, что ты на самом деле собой представляешь;

Родители не переживут, если их обидят;

Родители не могут говорить глупости или быть виноватыми;

Родители всегда правы, они не могут ошибаться.

Добросовестное следование правилам «отравляющей педагогики» формирует зависимую личность с низкой социальной толерантностью, ригидную, с «убитой душой», которая, вырастая, сама становится «душегубом». Родители совершенно искренне убеждены, что делают все для блага ребенка, при этом его калеча.

Законы межпоколенной передачи неумолимы, и все повторяется опять, но уже в новом поколении.

А. Миллер среди родительских мотивов выделяет следующие:

– бессознательная потребность перенести на другого унижение, которому они сами когда-то подвергались;

– потребность дать выход подавленным чувствам;

– потребность обладать живым объектом для манипулирования, иметь его в собственном распоряжении;

– самозащита, в том числе потребность идеализировать собственное детство и собственных родителей посредством догматического приложения (переноса) родительских педагогических принципов на своего ребенка;

– страх проявлений, которые у них самих когда-то были подавлены, проявлений, которые они видят в собственных детях, тех, что должны быть уничтожены в самом зародыше;

– желание взять реванш за боль, которую родитель когда-то пережил.

Очевидно, что если присутствует хотя бы один из перечисленных мотивов, то шанс изменить родительский паттерн поведения достаточно невысок.

Однако все это не означает, что дети должны воспитываться без всяких ограничений. Ненасильственная коммуникация основывается на уважении со стороны взрослых, терпимости к детским чувствам, естественности педагогических воздействий, т. е. зависимости от педагогических принципов. опубликовано

Из книги И. Малкиной-Пых "Экстремальные ситуации"