Базовая выкройка платья с рукавом пошаговая. Урок по моделированию: Построение выкройки-основы платья

На первый взгляд чертеж выкройки-основы выглядит очень сложным. Поверьте, это только на первый взгляд. Следуйте за моим описанием построения, и шаг за шагом мы его осилим!

Основной чертеж женской плечевой одежды с втачными рукавами остается постояннымдля всех моделей, будем лишь менять отдельные участки чертежа и прибавки, в соответствии с изменениями фасона. По этой основе можно сделать не только выкройку платья, но и выкройку блузы, жакета и пальто.

На базе этого построения, вы сможете раскроить плечевое изделие на .

Для построения выкройки-основы необходимы мерки и прибавки. О том как правильно снять мерки для читайте в статье о . Таблицы прибавок находятся .

Мерки (см)↓

  • Сш = 17,5
  • Сг1 = 42
  • Сг2 = 46
  • Сг3 = 44
  • Ст = 36
  • Сб = 48
  • Шг = 14
  • Дтс = 40
  • Дтп = 43
  • Вг =26
  • Цг = 8,5
  • Впк = 43
  • Шс = 17
  • Шп = 12,5
  • Др = 55
  • Оп = 27
  • Впрз = 20
  • Ди = 80

Прибавки (см)↓

  • Пг = 3,5
  • Пшс = 0,7
  • Пшп = 0,35
  • Ппр = 2,45
  • Пт = 1
  • Пб = 1,5
  • Пшгор = 0,5
  • Пдтс = 0,5
  • Пспр = 1,5
  • Поп = 3

Прибавка по линии груди распределяется между участками спинки, полочки и проймы↓

Пг = Пшс + Пшп + Ппр.

Для изделий прилегающего силуэта:
Пшс = 0,2Пг
Пшп= 0,1Пг
Ппр = 0,7Пг

Для изделий полуприлегающего силуэта:
Пшс = 0,25Пг
Пшп = 0,15Пг
Ппр = 0,6Пг

Для изделий свободного силуэта:
Пшс = 0,3Пг
Пшп = 0,2Пг
Ппр = 0,5Пг

Для облегчения своей задачи, вы можете воспользоваться таблицами-калькуляторами для точного подсчета конструкции или готовой параметрической выкройкой. Нажмите на плюс , чтобы открыть вкладку и узнать подробнее. ↓

Готовое решение:

Таблица-калькулятор для расчета выкройки-основы женского плечевого изделия и рукава

Вы вводите свои мерки, а программа автоматически просчитывает все формулы. Вам не придется считать в уме или на калькуляторе и бояться сделать ошибку в подсчете.

390 руб

Начнем строить чертеж, как обычно, с построения прямого угла с вершиной в точке А. Вниз проведем вертикальную линию, которая будет служить серединой спинки(задней половинки платья), вправо – горизонтальную линию, которая будет служить основанием вершины горловины спинки.

1. От точки А вправо по горизонтали откладываем отрезок Аа1, равный ширине изделия по линии груди с прибавкой. Аа1 = Сг3 + Пг. Аа1 = 44 + 3,5 = 47,5. Из точки А вниз проведем вертикальную линию, которая будет являться линией середины спинки. Из точки а1 вниз проведем вертикальную линию, которая будет являться линией середины полочки(передней половинки платья).

2. От точки А вниз отметим расстояние АГ. АГ = Впрз + Пспр = 20 +1,5 = 21,5. Через точку Г проведем горизонталь вправо и на пересечении с линией середины полочки поставим точку Г1

3. От точки А вправо по линии Аа1 отложим ширину спинки Аа, равную сумме Шс + Пшс. Аа = 17 + 0,7 = 17,7.

4. Ширину полочки откладываем от точки а1 влево и поставим точку а2. а2а1 = Шг + (Сг2 – Сг1) + Пшп = 14 + (46-42) + 0,35 = 18,4. Из точек а и а2 опустим перпендикуляры на линию груди и поставим точки Г3Г4.

5. Ширина проймы аа2 (или Г3Г4) у нас получилась в результате построения. аа2 (Г3Г4) = Аа1-Аа-а2а1 , то есть от ширины изделия по линии груди нужно отнять ширину спинки и ширину полочки. Г3Г4 = 47,5 — 17,7 — 18,4 = 11,5. Существует таблица ориентировочной ширины проймы на типовые фигуры . ⇓

Сравните полученную вами ширину проймы с ориентировочной. Для прилегающего силуэта она не должна быть слишком маленькой, то есть не должна быть меньше ориентировочной для вашего размера. Если у вас получилась ширина проймы меньше, чем минимальная ширина проймы для вашего размера в таблице, то проверяйте мерки Шс и Шг. Возможно они преувеличены. Для контроля сравнивайте мерки с для вашего размера.

6. Далее от точки А вниз по вертикали откладываем отрезок, определяющий уровень линии талии. АТ = Дтс + Пдтс = 40 + 0,5 = 40,5. Из точки Т вправо проведем горизонталь и на пересечении с линией а1Г1 поставим точку Т1.

7. Расстояние от линии талии до линии бедер ТБ = 0,5Дтс – 2см = 0,5 × 40 – 2 = 18. Линия бедер ББ1 по горизонтали.

8. От точки А вниз откладываем длину изделия. АН = Ди = 80. Из точки Н вправо проводим горизонталь НН1. Сетка чертежа построена приступим к построению спинки.

Построение спинки

9. Вправо от точки А отложим ширину горловины спинки — АА2. АА2 = Сш/3 + Пшгор = 17,5 /3 + 0,5 = 6,3.

10. От точки А2 вниз опустим перпендикуляр, равный высоте ростка.

А2А1 = АА2/3 = 6,3/3 = 2,1. Соединим точку А1 с серединой спинки горизонтальным отрезком и поставим точку А0. Оформим линию горловины спинки, соединив точки А0А2 плавной линией.

11. Положение конечной плечевой точки П1 находим с помощью пересечения двух дуг: первой дуги из точки А2 радиусом, равным ширине плеча Шп + раствор вытачки и второй дуги радиусом, равным мерке высота плеча косая Впк + прибавка Пдтс. А2П1 = Шп + раствор вытачки = 12,5 + 2 = 14,5. ТП1 = Впк + Пдтс = 43 + 0,5 = 43,5. Проводим линию плечевого шва, соединив точки А2 и П1.

12. Величина раствора вытачки ИИ1 зависит от осанки фигуры и от структуры ткани:

13. Расположение вытачки А2И на плечевом шве, также определяется в зависимости от осанки фигуры человека. Для типовых фигур расстояние от точки А2 до точки И равно 4 — 4,5 см. Если фигура сутулая, то вытачку располагают ближе к середине плечевого среза. Откладываем раствор вытачки от точки И по линии плечевого среза и получаем точку И1. А длину вытачки откладываем от точки И вниз по вертикали и ставим точку И2. Длина вытачки ИИ2 должна быть не менее 6 см и не более 9 см. Линия ИИ2 прямая, линия И1И2 плавная кривая.

14. Для оформления линии проймы спинки находим вспомогательные точки П3, в, Г2. Из точки П1 на линию аГ3 восстанавливаем перпендикуляр и получившуюся точку пересечения обозначаем точкой П2. Измеряем на чертеже отрезок Г3П2. Теперь от точки Г3 вверх откладываем величину, равную 1/3 расстояния Г3П2 плюс 2 см. Г3П3 = Г3П2 / 3 + 2 см.

16. Точка Г2 является серединой проймы, значит Г3Г2 = 0,5 × 11.5 = 5.7 см. Соединяем точки П1,П3,в, Г2 плавной линией – это пройма спинки.

Наша спинка построена, как вы справляетесь? Если все ОК, тогда продолжим и приступим к построению плечевого изделия.

© Ольга Маризина

Выкройка практически любого платья, строится на основной выкройке. Изменяя фасон и добавляя некоторые элементы (выточки, складки, рельефные швы, разрезы т. д.) можно выкроить любую модель платья.

В данном руководстве рассматривается платье 46 размера. Для построения индивидуальных выкроек, следует использовать размеры соответствующие меркам снятым с человека, для которого планируется шить платье.

В процессе построения выкройки будет объясняться из каких мерок берется определенный размер и как он рассчитывается.

Мерки, которые понадобятся для построения выкройки:

Базисная сетка

Начинаем построение чертежа с базисной сетки(рассчитанные и построенные главные лини):

А 0 а 1 = 51 см. Длина этого отрезка рассчитана по формуле:
ПОг2 (полу-обхват груди 2) + Пг (прибавка на свободное облегание к груди) = 46 см + 5 см = 51 см.
Остальные горизонтальные отрезки на этом рисунке равны и параллельны А 0 а 1 .

А 0 Г = 23.2 см = Впрз (высота проймы сзади) + Пспр (прибавка на свободное облегание проймы) + Пдст (прибавка к длине спинки до талии) = 20.7 см + 2 + 0.5.

А 0 Т = Дст + Пдст = 41,6 + 0,5 = 42.1 см.

ТН = 45 см = ДЮ (длина юбки).

ТБ = 18.8 см = Дст (длина спинки до талии) : 2 – 2.= 41,6: 2 - 2

Чертеж спинки



Ширина спинки до проймы прямоугольник А 0 аГ 2 Г .

А 0 а = 18.8 см = (Шс (ширина спинки) : 2) + Пшс (прибавка к ширине спинки) = 17.8 см + 1 см.

Ширина проймы - прямоугольник аа 2 Г 3 Г 2 .

Отрезок а 2 а 1 = 20.2 см = (Шг (ширина груди) : 2) + (Пог2 (полу-обхват груди 2) – Пог1 ) + Пшг (прибавка к ширине груди) = 16.7 + (46 – 44) + 1.5.

Для контроля.
Отрезок аа 2 = 12 см = А 0 а 1 – (А 0 а + а 1 а 2 ), меряется с чертежа.
Отрезок аа 2 = (Оп (обхват плеча) + Поп (прибавка к обхвату плеча)) : 3 = (29.1 + 6) : 3. = 11.7.
Ширина проймы может отклоняться от контрольных вычислений на 0.2 – 0.4 см, но не может быть меньше их. В нашем случае она не должна быть меньше чем 11.7.

Горловина спинки – формируется кривой А 1 А .

Отрезок А 0 А = 7 см = Пош (полу-обхват шеи) : 3 + Ппош (прибавка к полу-обхвату шеи) = 17.8: 3 + 1.

А 0 А 1 = 2.3 см = А 0 А : 3. Сама кривая А 1 А , рисуется от руки, приблизительно, как на рисунке.

Построение плечевой точки П .

Плечевая точка П формируется пересечением двух радиусов ТП и АП .

ТП = 42.5 см = Впк (высота плеча косая) + Пдст (прибавка к длине спинки до талии) = 42 + 0.5.

АП = 15 см = Дпл (длина плеча) + 2 см = 13 + 2 см.
2 см - это прибавка на раствор выточки, для сутулой фигуры это значение равно 2.5 – 3.5 см, для перегибистой фигуры выточка заменяется посадкой и этот размер равен 0.7 – 1см.)
Отрезок АП – это вспомогательная прямая, на которой будет строиться выточка.

Построение выточки


АВ = 4.3 см = Дпл : 3 = 13: 3.

Отрезок ВВ 1 параллелен А 0 Г . ВВ 1 = 8 см. Эта величина постоянна (от 7 см до 9 см) для стандартных фигур.

ВВ 2 (раствор выточки) = 1.5 см = 2 см(прибавка на раствор выточки) – 0.5 см (прибавка для посадки плечевого шва).

В 1 В 3 = В 1 В = 8 см. Этот отрезок проходит через точку В 2 , которая расположена на отрезке АП .

Точка Г 4 делит отрезок Г 2 Г 3 пополам. Отрезок П 1 П перпендикулярен аГ 2 .


Г 2 П 2 = 7.8 = П 1 Г 2 (меряем на чертеже) : 3 + 2(постоянная прибавка).

Из точки Г 2 проводим биссектрису 1 длиной 2.9 см = 0,2 * Г 2 Г 3 + 0,5 = 0,2 * 12 + 0,5

Г 2 Г 5 = Г 2 Г 3 : 3 = 4 см.

Кривая ПГ 4 строится от руки и должна проходить через П 2 и окончание биссектрисы.

Построение чертежа переда



Через точку Г 5 , параллельно А 0 Н проводим отрезок Г 6 Н 2 – линия бокового шва.
Для изделий свободной формы, с рукавами реглан и цельнокроеными, боковой шов может проходить через точку Г 4 , а не Г 5 .

Построение горловины

Т 1 А 3 = 43.3 см = Дпт (длина переда до талии) + Пдпт (прибавка к длине переда до талии) =
= 42.8 + 0.5. Если мерка Дпт больше, чем Дст на 6 и более сантиметров, то каждая из точек Т 1 , Б 1 , Н 1 должна быть смещена в низ на величину, которая вычисляется по формуле – (Дпт Дст ) : 4.
Например, (46 – 40) : 4 = 1.5, Т 1 Т 1’ = Б 1 Б 1’ = Н 1 Н 1’ = 1.5 см.

А 3 А 4 = А 0 А = 7 см – чертим параллельно А 0 а 1 .

А 3 А 5 = 8 см = А 3 А 4 + 1 = 7 + 1.

Кривую А 4 А 5 чертим от руки, примерно как на рисунке.

Построение выточки переда

Г 1 Г 7 = 9.1 см = Цг (Центр груди)

А 4 Г 8 = 26.2 см = Вг (Высота груди), чертится из точки А 4 через Г 7 .

Точка А 6 строится пересечением радиусов А 4 А 6 и Г 8 А 6 .

А 4 А 6 = 6 см = 2 * (Пог2 Пог1 ) + 2(Прибавка к выточке).
Прибавка к выточке для 38 размера – 0.5 см, 40 – 0.8 см, 42 = 1.1 см, 44 – 1.5 см, 46 – 2 см, 48 – 2.5 см, 50 – 3 см.

А 6 Г 8 = А 4 Г 8 = 26.2

Высота проймы переда

На отрезке а 2 Г 3 отмечаем вспомогательную точку П 3 .

Г 3 П 3 = Г 2 П 1 (меряем на чертеже, в нашем случае 17 см).

Г 3 П 4 = Г 3 П 3 : 3 = 17: 3 = 5.7.

П 4 П 4’ = 0.6 см (постоянная величина для всех размеров).

Построение линии плеча

Точка П 5 строится пересечением двух радиусов П 4’ П 5 и А 6 П 5 .

П 4’ П 5 = П 4’ П 3 = 12 см.

А 6 П 5 = Дпл (длина плеча) = 13 см.

Построение проймы

Перпендикуляр 3(1 см) чертим посередине вспомогательного отрезка П 5 П 4 .

Из угла Г 3 чертим биссектрису 2=(2.4 см), длина которой вычисляется по формуле:
0.2 * Г 2 Г 3 = 0.2 * 12 = 2.4 см, где 0.2 постоянная величина.
Линия проймы переда, формируется кривой П 5 Г 6 , которая проходит через точки П 4 и Г 4 , перпендикуляр 3 и окончание биссектрисы 2.

Расчет для выкройки рукава

Отрезок О 1 О чертим из середины отрезка ПП 5 параллельно А 0 Н .
Длину отрезка ОО 1 измеряем на чертеже.

Полученный чертеж выкройки для дальнейшего использования нужно разделить на две части по линии бокового шва. В результате должны получиться две части выкройки – выкройка спинки и выкройка переда.

Все это делается на бумаге в натуральную величину. Затем каждая из выкроек вырезается и переносится на ткань. Уже на ткани добавляются припуски на швы и обработку.

Построение выкройки-основы – это важный этап в создании одежды, именно на ее базе осуществляется моделирование изделия (придание ему уникальности). Существуют различные системы кроя и разные методы построения базовых выкроек, профессионалы при создании одежды могут использовать несколько из них.

В этой статье я ДЕЛЮСЬ СВОИМ ОПЫТОМ построения выкройки основы платья прямого силуэта на условно стандартную фигуру по системе кроя «М.Мюллер и сын», эта система проверена временем и по-прежнему популярна.

Построение выкройки платья прямого силуэта относительно несложное, т.к. в связи с отсутствием талевых вытачек, для его построения требуется меньше расчетов, по сравнению с выкройками платьев прилегающих силуэтов.

(П, см),

прямой силуэт (с рукавами) :

К высоте проймы сзади (Впр.з) + 2÷3;

К ширине спины (Шс) + 1,5÷2;

К ширине проймы (Шпр) + 2,5÷3,5;

К ширине груди (Шг) + 1,5÷2

(см), снимаются с фигуры человека:

— Обхват груди (Ог) = 85,

— Обхват талии (От) = 62,

— Обхват бедер (Об) = 95,

— Длина спины до талии (Дтс) = 44,

— Длина изделия (Ди) = 100,

— Высота груди I (ВгI) = 34,

— Длина талии спереди I (ДтпI) = 56

Расчетные мерки (см),

при Ог больше 80 см:

— Высота проймы сзади (Впр.з)* = Ог/10 + 10,5 = 85/10 + 10,5 = 19,

Впр.з + П = 19 + 2÷3 = 19 + 2 = 21;

— Высота бедер (Вб) = Впр.з + Дтс = 19 + 44 = 63;

— Ширина шеи сзади (Шш.з) = Ог/20 + 2 = 85/20 + 2 = 6,3;

— Высота груди II (ВгII) = ВгI – Шш.з = 34 – 6,3 = 27,7;

— Длина талии спереди II (ДтпII) = ДтпI – Шш.з = 56 – 6,3 = 49,7;

— Ширина спины (Шс)* = Ог/8 +5,5 = 85/8 +5,5 = 16, 125,

Шс + П = 16,125 + 1,5÷2 = 18;

— Ширина проймы (Шпр)* = Ог/8 – 1,5 = 85/8 – 1,5 = 9,125,

Шпр + П = 9,125 + 2,5÷3,5 = 12;

— Ширина груди (Шг)* = Ог/4 – 4 = 85/4 – 4 = 17,25,

Шг + П = 17,25 + 1,5÷2 = 19

*мерки, которые при построении берутся с прибавками на свободу облегания (П)

КОНТРОЛЬ: [(Впр.з+П) + (Шс+П) + (Шпр+П) + (Шг+П)] должно быть равно [Ог/2+П] = [Ог/2 + 5÷7,5]

Построение чертежа базовой выкройки платья прямого силуэта:

Приготовьте прямоугольник кальки, шириной Ог/2 + 30см, длиной Ди + 15см.

  1. Базисная сетка. В верхнем правом углу, отступив от верха 10см, а от края 5см, поставьте точку О. Проведите вниз вертикальную линию.

От точки О вниз по линии отложите ОГ=Впр.з+П=21см; ОТ=Дтс=44см; ОБ=Вб=63см; ОН=Ди=100см.

Из полученных точек влево постройте горизонтали: О – линия верха, Г – линия груди, Т – линия талии, Б – линия бедер, Н – линия низа.

  1. Линия середины спинки. От точки Б влево отложите 2см, отметьте точку Б1. Из точки через точку Б1 проведите прямую линию до линии низа. Ее пересечение с горизонталями обозначьте точками, как на чертеже.

Линия груди. От точки Г1 влево отложите Г1Г2=Шс+П=18см; затем поочередно влево откладываем: Г2Г3= 2/3*(Шпр+П)=8см; Г3Г4=10÷13см; Г4Г5=1/3*(Шпр+П)=4см; Г5Г6=Шг+П=19см.

КОНТРОЛЬ: Г6Г4+Г3Г1 = (Ог/2+П) = 49см.

Линия середины полочки. Из отмеченных точек постройте вертикали, как на чертеже. Вертикаль, проходящая через точку Г6 – это линия середины полочки.

На пересечении линий, построенных из точек О и Г2, отметьте точку О1.

  1. Горловина спинки. От точки О влево отложите ОО2=Шш.з=6,3см. При большом значении Ог ОО2 следует взять = Шш.з-0,5см. Из точки О2 вверх постройте перпендикуляр длиной 2см, отметьте точку О3. Соедините точки О и О3 по лекалу плавной линией.

Линия плеча спинки. От точки О1 вниз отложите О1О4=1÷1,5см. Из точки О3 через точку О4 проведите прямую линию. От точки О4 влево по линии отложите О4О5=1,5÷2см (при маленьком размере); 0÷1см (при большом размере); 1÷1,5см (при среднем размере).

  1. Пройма спинки. Отрезок Г2О4 разделить пополам, отметить точку П1, через П1 провести горизонталь (линия лопаток), отложить влево П1П1’=1см. Отрезок П1Г2 разделить пополам, отметить точку П2. Влево построить перпендикуляр, на пересечении его с вертикалью из точки Г5 отметить точку П4, влево от П2 отложить П2П3 = 1,3÷1,5см (чем меньше размер, тем меньше значение). Из точки О5 через П1’П3 до точки Г3 построить линию проймы, плавную по лекалу, таким образом, чтобы ее начало было перпендикулярно линии плеча.

  1. На линии талии отмечаем точки Т1 и Т2, как показано на чертеже. На линии груди, от точки Г6 вправо откладываем Г6Г7=Ог/10+0,5=9см. Проводим вертикальную линию, на ее пересечении с линией талии отмечаем точку Т4. По вертикали от точки Т4 вверх откладываем Т4О7=ДшпII=49,7см. От точки О7 по вертикали вниз откладываем О7Г8=ВгII=27,7см.

От точки Г5 по вертикали вверх откладываем Г5О6=Г2О4-(1÷1,5) (смотрим по фигуре, чем больше наклон линии плеча, тем большее значение нужно вычесть).

  1. Из точек Г8 и Г5, через точки О7 и О6 проводим дуги, радиусами Г8О7 и Г5О6 соответственно.

От точки О6 по дуге вправо откладываем О6О8=Ог/20-(0,5÷1)=3,25см. Из точки О8 проводим дугу радиусом =О3О5-1=14см, где 1см забирается на посадку, это разница между длинами линий плеча спинки и полочки. На пересечении дуг отмечаем точку О9.

Пройма полочки. Соединяем прямой линией точки О8 и П4, делим отрезок пополам, отмечаем точку П5. Из точки П5 влево строим перпендикуляр длиной = 1см, отмечаем точку П6. Из точки О8 до точки Г4 через П6 и П4 проводим по лекалу плавную линию, не забываем, чтобы она начиналась перпендикулярно линии плеча.

  1. Горловина полочки. Из точки О7 строим перпендикуляр к линии середины полочки, отмечаем точку О10. От точки О10 по перпендикуляру вправо откладываем О10О11=Шш.з=6,3. При больших значениях Ог, О10О11=Шш.з-0,5. От точки О10 по вертикали вниз откладываем О10О12=Шш.з+1÷2=7,5см. Соединяем точки О10 и Г5 прямой линией, отмечаем О10О13=Шш.з+0,5÷0,8см. Через точки О12О13О11 проводим по лекалу плавную линию.


  1. Плечо полочки и вытачка. От точки О9 откладываем О9О14=О11О7=3см. Соединяем О14 и Г8 – это правая сторона вытачки. От точки Г8 по вертикали вверх откладываем Г8О15=Г8О14. Соединяем О11 и О15 прямой линией.

  1. Место вытачки на спинке. От точки О3 по линии плеча спинки влево откладываем О3О16=3÷5см. Проводим перпендикуляр к горизонтали лопаток, на пересечении отмечаем точку Л. При выпуклости лопаток и сутулости пунктирные линии разрезаются и раздвигаются, в следствие чего формируется вытачка, удлиняется спинка. Я не разрезаю, потому что моя выкройка предназначена для фигуры с ровной спиной.

  1. Контрольные знаки для втачивания рукава. На спинке Кс совпадает с точкой П3. На полочке от точки Г5 по вертикали вверх откладываем Г5Кп=(Шпр+П)/4=3см.

Линии бока. По линии талии от точки Т2 влево откладываем Т2Т5=1÷2см, от точки Т3 вправо откладываем Т3Т6=0,5÷1см. Из точек Г4 и Г3 проводим прямые линии через точки Т6 и Т5 до линии низа. На пересечении с линией бедер отмечаем точки Б2 и Б3. Пересечение линии бедер со средней линией полочки – точка Б4.

КОНТРОЛЬ: (Б4Б3+Б2Б1) должно быть больше (Об/2+3см). В противном случае нужно увеличить расширение переда и спинки по боковым линиям.

  1. Линия низа. Из точки Н1 строим перпендикуляр к линии середины спинки, его пересечение с линией бока спинки обозначаем точкой Н2, из точки Н2 проводим влево горизонталь до пересечения с боковой линией полочки, отмечаем точку Н3. Строим линию низа полочки: выгнутая плавная линия переходящая от точки Н3 в перпендикуляр к линии середины полочки.

Смещение линии плеча. Линию плеча спинки поднимаем параллельно на 1 см. Линию плеча полочки опускаем параллельно на 1 см.

Так выглядит выкройка основа платья прямого силуэта, построенная по системе кроя «М.Мюллер и сын».

Для проверки ее посадки на фигуре необходимо перенести выкройку на простую ткань, сшить и примерить, подробнее об этом в статье .

В этой статье вы не найдёте готовых выкроек и схем, но обнаружите нечто более полезное: вы освоите построение выкройки основы платья. Шитьё – это один из самых приятных и лёгких видов искусства, который, ко всему прочему, приносит практическую пользу. Что? Вы мне не верите? Я готова утверждать, что единственная причина, по которой швейное мастерство показалось вам недостижимой целью – отсутствие соответствующей литературы.

В интернете можно найти массу готовых эскизов . Но такое положение вещей мешает мастерицам совершенствовать своё умение. Ведь без базовых знаний невозможно научиться виртуозно владеть нитками и швейной иглой. В шитье как в музыке – не зная нотной грамоты сложно сыграть новую композицию. Возможно, но очень сложно. Но зачем эти трудности? Построение выкройки – тот самый необходимый базис, который поможет вам продвинуться в швейном мастерстве.

Многие из вас, кто пробовал самостоятельно сшить платье, останавливались в самом начале пути, испугавшись сложных схем и исчислений, и бросали еще на этапе построения базовой сетки. И немудрено! Порой в интернете можно найти настолько сложные творения, что даже опытный мастер задумчиво почешет затылок. Что уж говорить про новичка, у которого даже пошаговое конструирование вызывает священный трепет. Но сейчас у вас есть возможность начать всё с нуля и научиться строить выкройку быстро и легко. Забудьте всё, что вы видели и читали о построении выкройки. Основа метода, который будет рассматриваться в статье, спасёт вас:

  • от путанных вычислений;
  • непонятных формул, больше похожих на алхимические символы;
  • от страшной и непонятной буквенно-цифровой паутины, оплетающей большинство базовых выкроек платья .

Почему в последнем пункте было указанно именно на платье? Потому что ваше обучение начнётся именно с этого изящного элемента женского гардероба. А чтобы окончательно развеять все ваши сомнения и страхи – отправимся в увлекательное путешествие по выкройке.

Основы основ или что такое выкройка

Построение выкройки платья очень похоже на создание слепка . Впоследствии любое изделие, созданное по собственному чертежу, будет идеально сидеть на вашей фигуре. Такое моделирование повторяет каждый ваш изгиб и особенность тела, становясь подобием отпечатка пальца. Конечно, найти в интернете и скачать бесплатно можно любую выкройку на любой размер — будь то 40 или 52. Но будет ли она отвечать всем требованиям вашей фигуры?Поэтому, если вы хотите, чтобы сшитый наряд смотрелся безукоризненно – всегда создавайте индивидуальную выкройку для каждого нового клиента. Все фигуры уникальны – это нельзя игнорировать.

Если вы планируете шить одежду для себя, то благодаря единожды правильно построенной выкройке вы сможете сшить себе абсолютно любой наряд. Какую бы модель вы ни предпочли, своеобразный слепок поможет вам в её создании. Теперь вы понимаете, как важно научиться создавать выкройки? Основа платья для начинающих – это козырь, который позволит очень быстро создавать уникальные модели .

Чудеса моделирования

Вы когда-нибудь задумывались, как законодатели мод придумывают свои модели? Неужели всё начинается с построения базовой выкройки? Именно так. Сначала создаётся базис и уже только потом творец может включить фантазию и добавить к схеме свои идеи. Как это работает? Разберём на практическом примере.

Найдите в интернете выкройку классического платья-футляр. Обратите внимание на фасон и то, как материал облегает фигуру модели, напоминая гипсовый слепок. Сшив такое платье по своей выкройке вы получите такой же вариант, только подходящий именно для вашей фигуры. Но в чём же суть моделирования? Сейчас объясню.

А теперь обратите внимание на любые другие модели платьев. Удивлены? Именно платье футляр лежит в основе создания абсолютно всех модифицированных моделей. Присмотритесь внимательнее и вы убедитесь в этом сами.

Всё ещё сомневаетесь? Попробуйте поэкспериментировать самостоятельно. Предлагаю вам немного изменить верх платья футляра и построить его новым способом. Например, пускай верх платья будет держать на плечах круглая кокетка. Лиф выполним в виде встречных треугольников, расположенных внахлёст. А теперь посмотрим что получилось. Удивлены? Платье совсем другое, но суть осталась прежней. По этому принципу строятся все дизайнерские новшества в мире моды.

Можно экспериментировать и в другом направлении, например, сделать его крой прямым или более свободным и удлинить линию плеч. Такой эксперимент поможет создать нечто кардинально новое и перестать бояться экспериментов. А теперь приступаем к самому интересному: нам необходимо понять из чего же состоит выкройка . А главное, как её построить.

В чём суть метода

Моя задача не дать вам подробное руководство по типу: проложить прямой путь из пункта А в пункт В и т. д. Нет, я хочу дать вам возможность почувствовать выкройку, выявить суть моделирования. Таким образом, вы сможете научиться видеть суть вещей, а это одно из главных умений швейного ремесла. Вы должны осознать и увидеть насколько простые модели выкроек лежат в основе сложнейших тканевых конструкций.

Сейчас вам не нужно ничего чертить, нужно только набраться терпения и проследить весь путь по выкройке. Мы разберёмся в назначении каждой из линий, выясним, почему она находится именно в этом, а не другом месте, и зачем её рисуют именно так.

Для чего это нужно? Подробная экскурсия поможет избавиться от всех ненужных страхов, вдохновит на новые свершения и эксперименты. Понимание основ даёт огромный рывок для покорения новых высот. Поэтому не стоит этим пренебрегать.

Мудрецы говорят: «Мы боимся только того, чего не можем понять и объяснить логично. Но как только пугающая нас вещь становится нам понятной – она перестаёт вызывать у нас страх». Давайте развеем все сомнения, обуздаем страхи и с новыми силами ринемся в бой . Итак, вам понадобится:

  • 30 минут на разбор теории;
  • 20 минут на построение выкройки.

Да, после подробного изучения базиса вам не нужно будет корпеть над выкройкой долгие часы. Это действие станет простым и понятным. Приступаем!

Выкройка основа: подробный осмотр

Откуда берётся выкройка-основа платья? Обычно это те самые непонятные половинки платьев, которые в изобилии можно найти в интернете. Мы тоже нарисуем подобное, но уже с полным пониманием дела.

Что находится на чертеже:

  • половина детали спинки;
  • половина детали переда.

Половинки передней и задней части, на профессиональном языке, называются «полочками».

Дополнительно на чертеже присутствуют:

  • вытачка;
  • пройма – линия отверстия для рук.

При построении выкройки-основы уделите пройме особое внимание. Она не должна быть слишком маленькой и прямой. Идеальный размер – это когда пройма не впивается в руку и не тянет, чтобы рукав не блокировал движения. Моделируя свою, дизайнерскую пройму, не уменьшайте размер, обозначенный на вашей выкройке-основе. Вы можете увеличивать размер, добавлять декоративные элементы, замысловатые рукава и сгибы, но ни в коем случае не уменьшайте допустимый минимум. Это главное правило, которое следует учитывать при моделировании пройм.

Вытачки бывают следующими:

  • Плечевая вытачка – необходима, чтобы материал не собирался на уровне шеи в импровизированный горб. При правильном построении плечевой выточки ткань плотно прилегает к телу и повторяет изгиб позвоночника.
  • Талиевая вытачка – помогает приталить платье. Вопреки распространённому мнению платье приталивается со всех сторон, а не только по бокам. Чтобы это получилось, лишняя ткань защипывается и прячется внутрь вытачки. После этого края зашивают.

Плечевая вытачка видна не всегда. В некоторых моделях её переносят ближе к молнии или краю проймы. А там, где необходимо сделать рукав просто срезается угол. В таком варианте пройма остаётся невидимой, так как лишняя ткань обрезается, а не прячется. Вшивается ткань возле полочки, в области вшива застёжки-молнии или в том месте, где будет пришиваться рукав.

Обратите внимание: если вы шьёте из стрейчевой ткани, то делать вытачки необязательно. Такая ткань очень пластичная и легко повторяет изгибы тела. К тому же она самостоятельно ужимается в области плеч, талии и не блокирует рукав.

Вытачки на передней полочке

Если мы шьём платье для взрослой девочки, то силуэт верхней части передней полочки должен иметь выпуклость. Вытачка на передней части плеча обеспечивает эту выпуклость в грудной зоне. Рассмотрим на практическом примере. Задача: превратить плоский кусок ткани в выпуклый.

Начинать работу необходимо с создания вытачки. Как это сделать:

  1. Попробуем сделать вытачку на круге из картона. Для этого рисуем на плоской геометрической фигуре вытачку.
  2. Защипываем лишнюю бумагу внутрь.
  3. Вершина выпуклости будет находиться в том месте, куда указывает остриё вытачки.
  4. Выпуклость готова.

Для наглядности то же самое можно повторить на картонном эскизе грудной полочки. В работе с тканью остриё грудной вытачки будет находиться там, где обычно расположен купол бюстгальтера или сосок.

Если платье было смоделировано не по вашей собственной выкройке, силуэт может «съехать» в области груди. Это происходит из-за того, что остриё вытачки направлено мимо вашей груди. Я думаю многие из вас сталкивались с такой проблемой, выбирая новый наряд в магазине . Массовая продукция изготавливается по стандартным лекалам. Поэтому силуэт платья, сшитого по вашей выкройке, всегда будет выглядеть привлекательнее покупного.

Обратите внимание, что на большинстве платьев грудную вытачку делают не на плече, а немного ниже подмышечной впадины. Этот приём позволяет спрятать вытачку и сделать платье красивее. Вытачка, расположенная в этом месте, прикрывается рукой, поэтому её невозможно заметить во время носки.

При построении нашей выкройки, мы рисовали вытачку на плече только потому, что так удобнее и нагляднее. Но для моделирования платья её необходимо перенести ниже подмышечной впадины. Для этого не нужно рисовать новую выкройку, перенос производится очень легко.

Рассмотрим процесс схематично на куске картона:

  1. Вырезаем картонную выкройку с плечевыми вытачками. Кладём её перед собой.
  2. С левой стороны, на 5-7 см ниже проймы ставим точку. От неё ведём линию к острию прежней вытачки. Повторяем то же действие зеркально с правой стороны.
  3. Надрезаем картон по линиям, не затрагивая примерно 2 см до острия вытачки.
  4. Одним движением приподнимаем надрезанную часть, закрывая прежнюю вытачку .
  5. Таким образом, мы открыли новую подмышечную вытачку.

Базис о линиях

Для чего нам нужны линии в выкройке ? В первую очередь для ориентиров. Например, линия груди – основной ориентир при моделировании платья. На этой линии мы заканчиваем:

  • вытачку спины на талии;
  • вытачку переда на талии необходимо закончить не доходя четырёх см до грудной линии;
  • вытачка переда заканчивается на грудной линии;
  • нижние края пройм также проходят через грудную линию.

Она является основным ориентиром при построении вытачек талии на передней и задней полочке. При этом самая широкая часть вытачки также находится на талии.

Линия бёдер помогает построить расширяющийся подол. В классическом варианте подол расширяется в 1,5 см с правой и левой стороны. Такое построение предотвращает трение платья о тело при ходьбе, а также устраняет возможные перекосы.

В некоторых вариантах подол расширяется больше, чем в классической модели. Этот вариант применяется в случаях, когда обхват бёдер модели шире обхвата груди. В этом случае расширение производится исходя из величины разницы между бёдрами модели и её груди. Зная основы, построение выкройки уже не кажется такой сложной задачей. На этом этапе вы уже можете начать моделировать своё первое платье. А благодаря полученным знаниям это занятие перестанет быть таким утомительным и долгим.

Среди популярных техник построения выкройки следует выделить:

  • методику Галлии Злачевской;
  • методику построения по «Мюллер и сын».

Чем они знамениты? Наглядностью примеров и простотой объяснений. Самой простой и понятной считается методика Галии Злачевской. Её мы и рассмотрим в первую очередь.

В отличие от большинства методик, метод Злачевской не вынуждает начинающих рукодельниц изучать все типажи фигур, как рекомендуют другие мастера швейного дела. В методике Злачевской построение выкройки-основы делается сразу по индивидуальной фигуре обшиваемой модели.

Главное отличие метода: кроме привычных мерок, в построении появляются так называемые глубинные мерки. Это отклонение выпуклых точек лопаток, груди, бёдер. Отклонение измеряется от талии по горизонтали и вертикали. Метод имеет минимум сложностей, а ещё больше упростит работу специальная линейка Злачёвской. Она поможет точно измерить все нюансы обшиваемой фигуры.

Основная задача начинающего мастера в этом методе: научиться моделировать выкройку-основу используя мерки. Однако контроль производится на модели, плотно сидящей по фигуре. Подобная основа помогает увидеть размер растворов вытачек, количество рельефов, а также их направление. Способ подходит для создания моделей с эффектом полного облегания.

Дальнейшая работа заключается в правильном использовании прибавок на свободное облегание. Это поможет в кратчайшие сроки начать самостоятельно моделировать платье для выбранной фигуры.

Метод Мюллера более трудоёмкий и сложный для понимания. А также, следует учитывать, что это японский метод построения, который больше подходит для моделирования платьев на стройную или сухую фигуру.

В методе предложено два варианта построения:

  • на типовую фигуру (массовое производство);
  • индивидуальный пошив.

При моделировании выкройки для индивидуального пошива используются:

  • индивидуальные мерки;
  • расчётные величины.

Особенность метода: существенные отклонения от типовой фигуры выявляют контроль расчёта вспомогательных размерных признаков. В методе особое внимание уделяется графическому способу изменения основы. Это применяется только для фигур с отклонениями от типовой фигуры.

Методика преподносится плавно, от простого к сложному. Поэтому при наличии терпения и усердия, способ построения освоит даже начинающая швея. В методике предоставляется минимальное количество таблиц и максимальное количество практического материала.

Какую бы методику для построения своих выкроек вы ни выбрали – знание базиса поможет в кратчайшие сроки освоить выбранное направление. Главное: не бояться экспериментировать и как можно больше практиковаться.

(Пока оценок нет)

Построение по японской методике.
Довольно простая методика, понятное снятие мерок, их не много, и принцип построения тоже весьма прост. Единственное, что стоит учитывать при выборе этой методики, это её авторов.
Не секрет, что телосложение японок очень отличается от нашего. Если вы сухопары, спортивны, подтянуты, то первый способ построения основы по этой методике - «в облипочку», вам весьма подойдёт.
Есть построение и свободного силуэта всего по 3 -м меркам.
Построив основу, размоделировать её можно тоже по японской методике.
Приемы моделирования: Книга Nakamichi Tomoko "Pattern Magic"
Начав с простого чертежа можно совершенствоваться до высот моделирования.
Ознакомиться с методикой можно в теме форума «Японский мастер-класс»

Построение по Лин Жак (французская техника кроя)
Незамысловатое построение и весьма доступно для понимания, слегка смущает следующее:
прибавки на СО очень влияют на конечный результат;
весьма приблизительно определяется наклон плеча;
раствор грудной вытачки определяется по таблице (постоянная величина для каждого размера), а не методом построения.

Следует учитывать: своё начало методика берёт в первой половине 20 - го века. И лиф по этой методике «сидит» вполне хорошо, что может быть использовано теми, кто увлечён стилем «нью-лук».
Моделирование, размещённое в книге весьма красивое и интересное. Кстати, c этой методики начинал John Galliano.

Построение по „М Мюллер и сын» .
Методика более сложная для освоения, чем итальянская и японская.
В ней предложено построение, как на условно - типовую фигуру для массового производства, так и на индивидуальную - в индпошиве. При построении основы на индивидуальную фигуру могут быть использованы:
расчетные величины, если фигура близка к условно - типовой;
индивидуальные мерки, если отклонения значительные.
Наличие отклонений от условно - типовой фигуры выявляет контроль расчета вспомогательных размерных признаков.
Большое внимание уделяется графическому изменению основы на фигуры с различными отклонениями от условно - типовой.

Изложение материала системы последовательное, от простого к сложному.
Система сочетает в себе несложное для восприятия новичком построение, минимум готовых табличных величин и огромное количество современного материала по моделированию. Содержание уроков кроя по Мюллеру в журнале "Ателье"
Подробнее с отзывами на методику, возникающими в процессе ее освоения трудностями, можно познакомиться в теме форума:
«Основа и моделирование по Мюллеру, советы освоивших методику»

Построение по книге Т.А. Росляковой и варианты построений от Murzilka
в книге Т.А. Росляковой "Школа шитья" творчески применены разработки ЦОТШЛ для создания одежды индивидуального назначения. Ее рекомендации оценили портнихи, имеющие дело с нестандартными фигурами клиентов. Для построения основы вам будет достаточно материалов:

Murzilka (участник форума "Клуба любителей шитья. Сезон") предприняла попытку развить подходы к конструированию для нестандартных фигур, используя наработки Т.А. Росляковой и некоторые «глубинные» мерки методики Злачевской. С материалами можно ознакомиться:

Авторская школа "ЛЮБАКС" под руководством Аксеновой разработала методику, в основу которой положены так называемые «нормы».
Построение базируется на «норме бедер» (Nб) - это 20 - я часть обхвата бёдер и на «норме роста», которая находится по таблице.
Для освоения этой методики, желательно посетить курсы или воспользоваться руководством того, кто хорошо знаком с ней.
В процессе обучения (самостоятельно или на курсах), должен развиться глазомер, который весьма пригодится для овладения этой методикой.